АФГАНСКАЯ КОЛЕЯ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-12-28

Мадина Меирманова

В минувшие выходные впервые за полгода в Афганистан отправилась торговая делегация. Возглавлял ее глава Минторга, а в состав вошли представители 16 казахстанских компаний. Судя по сообщениям из Кабула, нынешняя афганская администрация воспользовалась случаем и обсудила с казахстанским министром вопросы не только экономики

В субботу произошло важное событие - казахстанская делегация провела торговые переговоры в Кабуле. Судя по всему, чиновники от торговли и бизнес воспользовались случаем и прибыли в Афганистан вместе с гуманитарным грузом - полутора тоннами медикаментов. На видео видно, что борт прибыл не рейсовый (на днях возобновилось регулярное авиасообщение между Кабулом и Ташкентом), а военный.

По сообщениям афганского канала Tolo news, действующая администрация Афганистана, а точнее и.о. Министра иностранных дел “Талибана” Амир-Хана Муттаки, попросил казахстанского Министра торговли и интеграции Бахыта Султанова также возобновить авиасообщение с Кабулом, предоставить афганским студентам, которые учатся в казахстанских вузах, стипендию. Но самое главное, о чем велась речь на трех “политических” встречах (Султанов также встречался с и.о. Министра индустрии и торговли Нооруддином Азизи и и.о. заместителя Премьер-Министра Абдулой Салам Ханафи), это расширение торговли.

Исполняющий обязанности Министра индустрии и торговли Нооруддин Азизи на пресс-конференции сказал, что у двух стран хорошие торговые связи и что Кабул хочет их расширять. По его словам, сейчас предпринимаются усилия по созданию совместной афганско-казахстанской торговой палаты. Он предложил казахстанским банкам открывать свои филиалы в Кабуле.

Казахстанский Минторг был более словоохотлив, но ограничился итогом исключительно торговых переговоров. Так, в частности, в сообщении ведомства говорится, что “наша страна заинтересована в сохранении и наращивании имеющегося уровня двусторонней торговли как за счет объемов, так и за счет расширения перечня товаров”. “Так, экспортный потенциал в Афганистан насчитывает 45 товаров на сумму 360 миллионов долларов. Это продукция таких отраслей, как пищевая, нефтехимическая, химическая, металлургическая, легкая, машиностроительная, деревообрабатывающая. Обе стороны отметили, что включение этих товаров в двусторонний торговый оборот будет выгодно как Казахстану, так и Афганистану, а также будет способствовать увеличению двустороннего товарооборота. При этом представители Казахстана выразили готовность закупать фрукты и овощи из Афганистана”, - говорится в сообщении Минторговли.
Чтобы слова не расходились с делом, в день визита прошел казахстанско-афганский бизнес-форум, в котором приняли участие 16 производителей продуктов питания, мебели и текстильной продукции из РК. И тут же заключили договора на поставку в Афганистан макаронных изделий, муки и другой продукции (на три миллиона долларов).

Любопытно даже не то, что казахстанский бизнес намерен возобновить торговлю с Афганистаном. Это-то как раз объяснимо: для нас афганский рынок - один из наиболее близких и выгодных, особенно по “пищевке” (более половины всего экспорта казахстанской муки и более 10 процентов экспорта зерна ориентированы исключительно на афганский рынок). Почти 39 миллионов населения нужно чем-то кормить и во что-то одевать. И тут вполне могут пригодиться и наши мука и зерно, и консервы с макаронами, и легкопром. И не только это.

Афганистан для Казахстана - это самый короткий путь доступа на еще один всеядный рынок - Пакистана (почти 221 миллион населения). Через это сердце Центральной Азии ищут выход на Пакистан и Индия, и Россия, и Узбекистан, и другие страны.

Еще при прошлой администрации Афганистана обсуждался проект строительства 573 километров трансафганской железной дороги Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар. Транзитный потенциал - 20 миллионов тонн грузов. Дорога свяжет ЕС, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее страны Юго-Восточной Азии. Более того, это самый короткий железнодорожный коридор из Европы в Индию. Предварительная стоимость проекта - пять миллиардов долларов. Изначально планировалось привлечь кредиты Международной финансовой корпорации развития США (U.S. International Development Finance Corporation), Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и некоторых других финансовых институтов.

Чтобы понимать, насколько проект всем интересен, достаточно вспомнить, что еще в 2018 году о создании финансового консорциума по строительству дороги говорили администрации железных дорог Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана, а позднее даже подписали Дорожную карту проекта. Но события последнего года смешали все карты.
Впрочем, выгода проекта такова, что новая администрация останавливать проект не собирается. Основными реализаторами его станут РЖД и железные дорогие Узбекистана. Сейчас ведут подготовку в части технико-экономического обоснования. Но уже поговаривают, что трансафганская железная дорога будет иметь колею 1520 миллиметров. То есть станет продолжением железных дорог постсоветского пространства. С казахстанской стороны на трансафганскую магистраль будут выходить две ветки: со стороны Бейнеу и через Сарыагаш.

В заявлении и.о. Министра иностранных дел действующей администрации Амир-Хана Муттаки, которое цитировало Tolo news, говорилось, что Казахстан заинтересован в доступе к пакистанскому Пешавару через Узбекистан и Кабул, а также иранскому Чабахару через Герат. При этом Кабул заверяет, что обеспечил безопасность для всех транзитных грузов через его территорию.
Последнее, конечно, вызывает ряд опасений. Учитывая, что периодически вспыхивают вооруженные конфликты (и теракты) и внутри Афганистана, и на границах с соседними странами. И риски транспортировки все еще остаются высокими.

Но важно, что первый шаг казахстанская сторона в сторону налаживания экономических связей с Афганистаном после летних событий сделала. Как заявил Бахыт Султанов, “наша страна, как и многие международные партнеры, выражает надежду на то, что активная фаза конфликта завершена и пришло время для восстановления страны в постконфликтном периоде”. Учитывая активность других стран в восстановлении экономического взаимодействия с Афганистаном, дальнейшая выжидательная позиция могла просто лишить Казахстан афганского рынка.

Сейчас, официально не признавая власть талибов, торгово-экономические переговоры с действующей администрацией Афганистана ведут КНР, РФ, Узбекистан, ОАЭ, Туркменистан, Кыргызстан, Иран, Турция, Катар и ряд других стран. В ЕС обсуждают возможность открытия в Кабуле дипломатической миссии. На днях Минторг США утвердил разрешение, позволяющее отправлять средства в Афганистан в личных некоммерческих целях, выводя из-под запрета финансирование террористических организаций “Талибан” и “Сеть Хаккани” (запрещены в РК). Еще в сентябре возобновили работы в Афганистане сервисы денежных переводов Western Union и MoneyGram.

Нур-Султан


Статья опубликована в №142, от 28.12.2021 газеты "Новое поколение" под заголовком "АФГАНСКАЯ КОЛЕЯ".

Поделиться
Следуйте за нами