Любовь под звездами

В рубрике Культура - 2021-12-16

Эльвира Сыздыкова

Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил премьеру легендарной оперы “Аида”. Спектакль не появлялся на сцене алматинского театра целых пять лет. За работу над его обновленной версией отвечали режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина и художник-постановщик Вячеслав Окунев. Вдохновленная египетской мифологией и космическим футуризмом, новая версия постановки позволяет по-новому погрузиться в бессмертную музыку Джузеппе Верди

Закрытый пресс-показ “Аиды” на сцене КазНТОБ имени Абая прошел 13 декабря. Премьерные же показы зрители застали 14 и 15 декабря.

Режиссером-постановщиком оперного спектакля выступила заслуженный деятель РК Ляйлим Имангазина, художником-постановщиком - народный художник РФ Вячеслав Окунев. Дирижером-постановщиком стал главный дирижер КазНТОБ, заслуженный деятель РК Ерболат Ахмедьяров. За видеографику на сцене отвечала российский художник Виктория Злотникова.

Ведущие партии в “Аиде” исполнили заслуженные деятели РК, звезды оперной труппы театра имени Абая Джамиля Баспакова, Гульзат Даурбаева, Дина Хамзина, Талгат Кузембаев. А Радамеса, главного мужского персонажа произведения, сыграл приглашенный солист Ахмед Агади, заслуженный артист РФ, народный артист Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан.

Обладатель драматического тенора, уроженец Казахстана, солист Мариинского театра Агади был счастлив вернуться на родину и сыграть на сцене ведущего театра. Он рассказывает: “Партию Радамеса я пою уже почти 30 лет. Когда начинал, очень ее боялся из-за драматизма. Петь ее сложно, молодые певцы чаще всего не берутся, можно потерять голос. В этой опере есть места, где нужно показать характер - ведь мой герой все-таки полководец, воин. Верди написал так, что артисту, не жалея себя, нужно показать все, что имеешь, - голос и темперамент”.

Режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина отмечает: “Аида” - спектакль по-настоящему праздничный. Это одна из опер, которая является показателем зрелости, профессионализма, академизма, творческих и технических возможностей театра. Поэтому для нас это серьезная проверка”.

Сохранив основные концепции легендарной оперы Джузеппе Верди и Антонио Гисланцони, творческая команда переосмыслила некоторые из аспектов произведения. Египетские божества, языческие ритуалы, внеземные цивилизации и предреченная космическими глубинами судьба - такой стала “Аида” в обновленной версии.

Художник-постановщик Вячеслав Окунев, поставивший уже два десятка спектаклей для театра имени Абая, объясняет: “Аида” - это опера-легенда. И нам не хотелось как-то плохо с ней обходиться, поэтому мы выбрали не радикальную версию, а все-таки углубились в разные исследования, какие-то конспирологические теории. Нам показалось, что будет интересно взглянуть с современной точки зрения на египетскую цивилизацию как на сверхмощную цивилизацию, которую во многом определили совершенно невероятные знания. Спектакль приобрел новую стилистическую окраску, но от сюжета мы далеко не отходили”.

Режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина добавляет: “Передача из поколения в поколение традиций остается для нашего театра главным.

В этой постановке, к примеру, мы оставили хореографию Минтая Женельевича Тлеубаева. Для нас было очень важно, чтобы в спектакле читалась преемственность. Находиться все время в решении традиционном невозможно, когда мир переосмысливает все по-разному. Но я считаю, что на это нужно иметь право, нужно уметь чувствовать границу, понимать стиль, эпоху. “Аида” - это опера всех времен и народов. Поэтому у нас классическое решение в декорациях и костюмах, но есть видеоряд, который придает нам ощущение совершенно другого пространства. Эту историю окружает множество загадок. И когда я смотрю на совершенно классическое решение, те загадки, которые я слышу в музыке, пропадают. Наш спектакль - опера для воображения, для фантазии. Наша задача заключалась в том, чтобы зритель стал соучастником процесса, включил свое воображение, пережил эту известную историю, герои которой стоят перед выбором между чувствами и долгом”.

 Фото Талгата Галимова

Статья опубликована в №138, от 16.12.2021 газеты "Новое поколение" под заголовком "Любовь под звездами".

Поделиться
Следуйте за нами