Двадцать две ступени к счастью?

В рубрике Культура - 2021-11-30

Ольга Шишанова

В столичном театре “Астана Балет” с аншлагом прошли самые ожидаемые премьеры спектаклей нового сезона “Каприччио для фортепиано с оркестром”, или “Рубины” авторства известнейшего Джорджа Баланчина и “Арканы судьбы” в постановке главного балетмейстера театра Мукарам Авахри

Осень - время главных театральных премьер. В списке самых ожидаемых и эффектных спектаклей этого сезона в театре “Астана Балет” столичной публике представили два спектакля в сопровождении симфонического оркестра театра под руководством дирижера Армана Уразгалиева. Идеальная форма балетного вечера: постановки, совершенно разные по стилистике и художественному решению, никого не оставили равнодушным.

Так, в первом отделении показали одноактный бессюжетный балет “Каприччио для фортепиано с оркестром” от Джорджа Баланчина - это одна из частей спектакля “Драгоценности”, украшающего и по сей день репертуары ведущих театров мира. Мировая премьера его состоялась на сцене “Нью-Йорк Сити балет” еще в 1967 году. Тогда выдающийся хореограф, едва ли не главная фигура мирового балета ХХ века Джордж Баланчин, вдохновленный дизайном ювелирных изделий Van Cleef & Аrpels, создал свой новый по тем меркам балет о драгоценных камнях, в котором изящно выразил не только историю своей жизни и любовь ко всем этапам творческого пути, но и показал внутреннюю суть каждого камня. На сцене “Астана Балет” воплощение спектакля “Каприччио для фортепиано с оркестром” на музыку Игоря Стравинского - жизнерадостное и динамичное действо с фантастической энергией, отличающееся эмоциональным накалом и блистающее всеми гранями пламенной страсти, осуществил американский хореограф Пол Бус. Однако балет был бы неполноценным, если бы не тщательная работа театральных художников-постановщиков, в том числе художников по костюмам, которые настолько точно попали в образ создаваемых рубинами миниатюр, что было ощущение полного слияния музыки, танца и движений артистов, изящно подчеркнутое воплощенными образами театральной команды пошивочного цеха театра “Астана Балет”.
В продолжение вечера любители высокого искусства смогли насладиться одноактным премьерным балетом “Арканы судьбы”, музыку к которому написала казахстанская исполнительница Карина Абдуллина. Тогда как хореографом выступила заслуженный деятель РК и главный балетмейстер театра “Астана Балет” Мукарам Авахри. К слову, в творческом багаже Мукарам насчитывается еще несколько прекрасных спектаклей. Это балеты “Жусан” на музыку Шильдебаева, Пярта, Дженкинса и Рахманинова, “Кармен” Жоржа Бизе, “Язык любви” на мелодии Саловатова, Дженкинса и Шангалиева и “Саломея” по Саю. Она также является автором замечательных хореографических миниатюр - “Прикосновение” и “Скифские фрески”, “Затмение” и “Грезы Кыз Жибек”.
Что же касается премьерного спектакля “Арканы судьбы”, то у нее получилось 22 завораживающих отдельных сюжета. Каждый со своей темой, художественной линией и пластическим выражением, обрамленный в современную хореографию. Они сложились в единое сценическое целое благодаря мастерству Авахри и каждого балетного артиста в отдельности. Их творческое самовыражение не уступало стараниям и вдохновению, ведь большинство артистов, задействованных в этом балете, пока не имеют большого творческого пути, но молодость, энтузиазм и любовь к своей работе поистине сотворили чудо, так как все они показали высокий класс владения телом, умение вживаться в роль и блестящие актерские способности.
Собственно, именно это вкупе с мастерством Авахри и помогло попасть спектаклю в “яблочко”. Потому как, например, та же музыка, от которой многие зрители, по их отзывам, все-таки ждали большего, “оставляла впечатление чего-то многократно слышанного, пусть даже она и была где-то грустной, где-то веселой, а местами гремела фанфарами, тем не менее разнообразием не отличалась”. Как того, кстати, требовала задуманная тема, так до конца и не раскрытая.

Ведь в предлагаемой к воплощению системе арканов Таро, чья история существования насчитывает более двух тысяч лет, все-таки заключена весьма красочная и многогранная картина мира, а метафорические образы не только раскрывают разнообразные типажи человеческого проявления как в этом, так и в других мирах, но и служат ключом к трактовке будущего.
Кстати, и костюмированная часть тоже вызывала у зрителей спорные моменты, поскольку также была связана и “завязана” на трактовке арканов Таро. Но мы уже говорили в одном из предыдущих материалов о том, что в сценическом, а уж тем более балетном костюме артист должен двигаться и чувствовать себя так, словно на нем условно нет вовсе никакой одежды. То есть его образ должен быть не только выразительным, но и легким во всех смыслах этого слова. Однако в этом случае то, что касается цветового решения, а значит, образные выражения каждого костюма из колоды арканов Таро не помешало бы доработать. Хотя легкости в образах как раз-таки хватало с избытком, что позволяло артистам абсолютно раскованно чувствовать себя на сцене, донося до зрителя характеры своих персонажей.

Тем не менее премьера состоялась, произведя отличное впечатление новизной и неоднозначностью темы, а значит, теперь балет “Арканы судьбы” ждет своего очередного зрителя, чтобы показать и рассказать тайны, выраженные с помощью танцевальных па, которые были накоплены человечеством, повторим, за предыдущие 2000 лет. И, кстати, по словам организаторов, до постановки его в театре “Астана Балет” в подобном ключе эта тематика еще не была нигде воплощена подобным образом.

Нур-Султан

Поделиться