В пестром хаосе

В рубрике Культура - 2021-10-14

Эльвира Сыздыкова

В Алматы художница Асель Кенжетаева и фотограф Наталия Косицина открыли выставку “ArteFuckТы”, презентующую полотна с запечатленными на них героями - самобытными, живыми, дерзкими, облаченными в пестрые, многословные образы, бросающими беспрекословный вызов закостенелым предрассудкам, насилию и условности

Выставка “ArteFuckТы” расположилась в пространстве Coffee Art в ЖК ArtResidence. В экспозицию вошли 15 полотен, запечатлевших героев - независимых представителей современного, “неофициального”, как говорят сами авторы, Казахстана - в красочных, этнических образах, вдохновленных кочевнической романтикой.

 Выставка стала итогом двухлетней кропотливой работы Кенжетаевой, во время которой она, исследуя традиционные мотивы, создавала эскизы, подбирала образы, экспериментировала с тканями. Подчеркнувшие индивидуальность каждого героя наряды родились из лоскутков, ковров, обрезков тканей с национальной вышивкой. Примечательно и то, что некоторые из одеяний имитируют традиционную для многих кочевых народов технику лоскутного шитья курак.
Кенжетаева проводит параллель костюмов с юртой - и то и другое в какой-то мере создает атмосферу хаотичности, сиюминутности, использования того, что нашлось под рукой. Отсюда на картинах хэштег #kiizхаус (авторизм от казахского “киiз уй” - кочевое жилище и “хаус” - играющее с понятиями “дом” и “хаос”).
С запуском проекта Асель продумывала уже образы. На этом этапе вклад вносили визажист Шнара Бергенова и Нурдос Алиаскаров, автор многих украшений, дополнивших дерзкие образы лиц выставки. А уже после герои усаживались перед камерой и долгие часы вместе с Наталией Косициной искали тот самый кадр. Добыв нужные снимки, фото распечатывали на репроткань, а после холсты дополнялись живописными элементами, в итоге оборачиваясь цветастыми, смелыми и совершенно магнетическими работами.
В беседе с корреспондентом “НП” Асель Кенжетаева поделилась: “Мне на день рождения мои друзья-художники подарили красивую ткань, и я решила из нее сшить себе чапан. По образованию я художник по костюмам, особенного труда для меня это не составило. Потом я стала все это показывать в соцсетях, всем нравилось, я сама втянулась, стала больше творить из тканей. Это долгая, очень кропотливая работа, несмотря на видимость хаоса. В итоге это превратилось в создание коллекции”.

 Результаты творческих открытий художница выкладывала в соцсетях. За теплыми отзывами последовало предложение от Наталии Косициной, пожелавшей отснять костюмы. А уже после решили, что наряды фотографировать лучше на людях - ярких, независимых, готовых примерить эти образы.
Первым лицом инициативы стала режиссер Разия Хасанова, с искренним трепетом принявшая приглашение Асель. Позже к проекту присоединился Кирилл Флаймен, первая в стране андрогинная модель. В итоге героями экспозиции стали Азиз Бейшеналиев, Сева Демидов, Диас Азимжан, Дархан Рухолла и многие другие.
Асель Кенжетаева добавила: “Я всегда вдохновлялась национальными традициями Центрально-Азиатского региона, очень связанными между собой, друг в друга перетекающими. Имея такое богатое культурное наследие - те же бытовые вещи, ковры, потрясающее ювелирное искусство, мы почему-то привыкли не обращать на это внимание, нам по душе всякие “картье”, “шопарды”. Я - как художник, как дизайнер - хотела бы, чтобы люди возвратились к корням, начали интерпретировать наше культурное наследие, хочу обострить все это дело, вернуться к истокам в хорошем плане - это про культуру и быт, но совсем не про религиозные рамки”.
Психотерапевт и психолог Жанат Биржанова, чей портрет угодил на афишу выставки, призналась: “Этностиль - это то, к чему я очень давно не прикасалась. Я считала себя больше космополитом, от корней оторвалась. Мне кажется, эта фотосессия отражает какие-то очень древние мои контакты с прабабушками. Они, сильные западные женщины, жили до ста лет, одна была четвертой женой, другая кочевала сама. Никого не удивить тем, что наши бабушки седлали коней, ездили на верблюдах, до конца своих дней сохраняли чистый разум. Мне кажется, в этом много силы. Благодаря одной из моих прабабушек я хорошо знаю казахский язык, преподаю и консультирую на нем. Увидев снимок, я увидела на самом деле ее. Очень вовремя все это случилось. Для меня это дорогой подарок”.

 
Знаменитый шляпник Сева Демидов поделился впечатлениями от участия в “ArteFuckТы”: “Первый раз сотрудничаем с Асель, познакомились, сразу стали взаимодействовать. Я уже искушенный, все эти луки, вся эта атмосфера фотостудии мне знакомы. У Асель я выступал в качестве “болванки”, я хозяйничаю у себя в мастерской, а тут пришел в качестве модели. Я не привязан к результату, мне важнее процесс. Снимки сделали, все было классно, а куда это выведет, уже не так важно”.
Адвокат Диана Касымкызы, также решившаяся увидеть себя в непривычном образе, рассказала: “Мне понравились подача, необычные яркие цвета. Я увидела смешение фактур, традиционного и нетрадиционного. Мы час снимались, но он пролетел как десять секунд. Бывают фотосессии классические, в которых чувствуешь себя скованно, но не здесь. Вокруг меня обернули ткань, это стало своеобразным платьем, в котором я ощущала себя Томирис или Клеопатрой. Было уютно, комфортно”.
Выставка “ArteFuckТы” открыта до 7 ноября. Вход свободный.

Фото Талгата Галимова

Поделиться