Информация к размышлению

В рубрике Новость дня - 2021-09-28

Аксинья Титова

Как пандемия изменила казахстанские СМИ

Так как с самого начала пандемии многие казахстанцы оказались вынуждены сидеть дома, для многих средства массовой информации стали настоящим “окном в мир”. Журналисты и сегодня наравне с экстренными службами, полицейскими и медиками продолжают свою работу, однако не совсем в привычном формате. Карантинный период во многом изменил работу СМИ: одни платформы вытеснили другие, изменились зарплаты журналистов, да и сами казахстанцы стали по-другому относиться к потреблению информации

По данным, приведенным на сайте gov.kz, по состоянию на 5 августа 2021 года в Казахстане зарегистрировано 4873 СМИ, из которых 3541 составляют периодические печатные издания, 184 - телеканалы, 79 - радио, 802 - информационные агентства и сетевые издания (459 - ИА, 343 - СИ).

Из них отечественные СМИ представлены 4606 источниками, иностранные - 267.

Таким образом, печатных переодических изданий в Казахстане сегодня 3541, электронных СМИ - 263 и 802 интернет-СМИ.

Если рассматривать отечественные СМИ в разрезе регионов, то в Нур-Султане сосредоточено 507 ППИ, 33 электронных СМИ, 164 интернет-СМИ. Таким образом, 704.

Наибольшее же количество СМИ находится в Алматы: 1380. Из них 1143 являются ППИ, 67 - электронными, 170 - интернет-СМИ.

Чаще всего в СМИ используют казахский и русский языки - 1944 СМИ, только русский язык - 899, только казахский - 587, на трех языках и более (в том числе на других языках) - 1443.

Помимо этого по состоянию на 5 августа 2021 года в реестре СМИ зафиксировано 267 иностранных теле- и радиоканалов.

По страновой принадлежности 194 - российские телеканалы, 23 принадлежат Великобритании, 18 - США, 16 - Эстонии, 9 - Франции, 5 - Турции, один - Кипру, один - Испании.

По языкам вещания 160 транслируют на русском языке, 13 - на английском, 74 - русско-английском, четыре - турецком, три - французском, три - украинско-русском, два - русско-татарском, один - русско-немецком, три - русско-французском, один - русско-белорусском, остальные - на трех и более языках.

WELAR

Чтобы иметь представление о том, как изменилось количество СМИ за время пандемии, обратимся к Постановлению Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2020 года № 183. Согласно этому документу всего в 2020 году в стране зарегистрировали 410 телеканалов, из них 161 казахстанский и 249 иностранных. Из чего можно сделать вывод, что количество иностранных каналов в республике увеличилось. В 2021 году их стало 267.

При этом в 2020 году отметили динамику роста отечественных телеканалов. Около трети отечественных телеканалов открыли за последние три года.

При этом отмечают постепенный переход телеканалов в онлайн-пространство. Помимо эфирного и кабельного аналогового телевидения на рынке активно действуют субъекты, представляющие Internet Protocol Television (далее - IPTV), спутниковое телевидение и Over the Top-сервисы (далее - OTT).

Однако при том, что численность телеканалов за время пандемии увеличилась, сегодня эта сфера переживает свои проблемы. Проблемным остается качество контента, производимого на отечественном телевидении.

Что касается печатных периодических изданий, то они являются самым многочисленным сегментом СМИ. Так, на 2020 год зарегистрировали 2964 печатных периодических издания, или 80,8 процента от общего количества зарегистрированных СМИ, из них 1859 газет и 1105 журналов. Стоит отметить, что в 2021 году их будет насчитываться 3541. То есть в связи с пандемией их стало отнюдь не меньше, как можно было бы подумать, зная об экономических трудностях, сложившихся на фоне пандемии.

Другой момент заключается в том, что, несмотря на увеличение их численности, уровень интереса к печатным СМИ среди населения по-прежнему остается низким. Ежедневно их читает чуть более 13 процентов казахстанцев, около 43 процентов - редко и 23 процента не читают вообще. По мнению экспертов, сегодня стабильно сохраняют спрос только деловые печатные издания. Основными проблемами развития печатных СМИ эксперты называют конкуренцию с интернет-СМИ, которые опережают печатные издания по оперативности. Этот фактор ведет к сокращению объемов рекламы, публикуемой в газетах, тиражей и аудитории.

В связи с этим все больше печатных СМИ сегодня переходят в онлайн-режим.
Если говорить, непосредственно об интернет-СМИ, то в 2020 году зарегистрировано 471 сетевое издание. В 2021-м, по информации gov.kz - 802. Их количество с прошлого года также увеличилось.

Кроме того, необходимо отметить рост популярности социальных сетей и мессенджеров. По состоянию на январь 2019 года их пользователями стали 39 процентов населения страны. При этом 19 процентов предпочитали использование социальных медиа посредством смартфонов.

В качестве основных проблем развития интернет-СМИ эксперты считают недостаток мультимедийного контента. Большинство информационных агентств используют текстовый формат подачи информации. Зачастую это связано с тем, что превалирующее большинство мер государственной поддержки акцентировано на производстве текстовой продукции. При этом отмечают рост потребности в мультимедийном контенте. Так, согласно данным рейтинговой системы Alexa Internet, наиболее популярными сайтами для казахстанской аудитории в 2019 году стали Google и видеохостинг YouTube. Помимо этого отмечают нехватку профессиональных кадров, компетентных в вопросах конвергентной и мультимедийной журналистики. Третьим фактором, тормозящим качество интернет-СМИ, является низкий уровень доходности отечественных интернет-ресурсов в связи с высоким уровнем конкуренции со стороны иностранных интернет-СМИ.

Кроме того, карантин продемонстрировал, что победителями в битве за информацию в Казахстане выступают все же веб-сайты. После публикации новостного материала, например 12 апреля 2020 года, каждые пять минут статью читало более 6000 человек, и в течение двух часов. Среднее потребление информации до пандемии составляло около 300 человек каждые пять минут, и в пиковое время до 1000 человек. Трафик вырос в несколько раз, и не важно в 10 утра или 11 часов ночи.

Оперативность в подаче информации вышла на первый план. Характерно, что доверие пользователей к информации в первой группе сайтов очевидно. Часто новость, опубликованная на сайте из третьей группы, собирает в десятки раз меньше пользователей, несмотря на то, что опубликована была раньше.

Функция визуализации подаваемой информации сегодня “перешла” в Instagram и YouTube. На самих сайтах казахстанский пользователь, по-прежнему предпочитает получать информацию в традиционном формате - тексте.

В то же время каналы СМИ в Instagram и YouTube собирают сотни тысяч или миллионы просмотров. Именно поэтому актуальным остается вопрос медиаизмерений не только традиционных вебсайтов, но и трафика в других источниках, таких как социальная сеть или видеохостинг.


СМИ стало больше, зарплаты упали?
Чтобы сделать вывод о том, как пандемия повлияла на уровень зарплат казахстанских журналистов, приведем обзор статистики зарплат в Казахстанe. Как указано на портале по трудоустройству kz.trud.com, средняя зарплата журналиста за месяц составляет 184 372 тенге. Чтобы сделать вывод о том, как она изменилась с приходом коронавируса, приведем статистику за последние 12 месяцев.

Так, в сентябре 2020-го средняя зарплата казахстанских журналистов составляла 229 749 тенге.

По статистике сайта kz.trud.com, профессия “журналист” является наиболее высокооплачиваемой в Нур-Султане. Там уровень средней заработной платы составляет 183 595 тенге. Следом идут Алматы и Жамбылская область.

Поделиться
Следуйте за нами