Школьная задача

В рубрике Исследования - 2021-09-24

Алла Иванилова

К 2025 году в Казахстане планируют окончательно решить проблему аварийных и трехсменных школ. Однако депутатов волнует вопрос не количества, а качества школ, ведь оно желает лучшего

На протяжении многих лет в стране пытаются решить вопрос дефицита школ. Еще накануне учебного года Министерство образования и науки провело анализ загруженности школ. Из-за дефицита ученических мест и трехсменного обучения более 300 школ могут оказаться переполнены. В них обучается 19 процентов учащихся. Решают эту проблему посредством гибкого расписания и изучения некоторых предметов дистанционно. Также организованы смены и подсмены. В целом, по прогнозу Минобразования, с дефицитом школьных мест к 2025 году может столкнуться около 670 тысяч казахстанцев. Чтобы решить проблемы аварийных, трехсменных школ, в течение четырех лет в республике построят 1000 школ, а также модернизируют 5000 учреждений образования в малых городах, районных центрах и селах. Также планируют в сельских населенных пунктах строить малые модульные школы. Здания такого типа при необходимости могут быть демонтированы, перемещены и использованы по назначению. В 2021 году планируют ввод в эксплуатацию 200 школ, из них за счет целевого строительства - 163, механизма ГЧП - шесть и 31 частную.

Такие “стахановские” темпы смущают депутатов, которые считают, что прежде всего необходимо думать о качестве и безопасности построенных по госпрограмме объектов образования. Побывав в регионах и лично ознакомившись со строительством школ, парламентарии убедились в несоответствии между проектируемыми и построенными школами и реальными потребностями жителей. По их словам, объекты образования строят без учета прогнозных показателей демографического роста. В итоге это приведет к тому, что они превратятся в трехсменные, и мы опять придем к проблеме, от которой пытались избавиться. Очевидно, что в густонаселенном районе необходимо строить школы с большей вместимостью по новым типовым проектам.

В своем недавнем запросе на имя заместителя Премьер-Министра РК Ералы Тугжанова мажилисмен Бауржан Сартбаев отметил, что “тревога еще более углубилась” после ответа 7 сентября вице-министра образования и науки Бибигуль Асыловой в рамках заседания Комитета по культурно-социальному развитию, на котором обсуждали бюджет. В частности, она отметила, что у министерства нет полномочий наблюдать за строительством этих школ и ежедневно мониторить тот или иной объект. Нет и специалистов-строителей, чтобы проверяли уровень готовности той или иной школы.

Смущает и то, что отсутствует информация о модульных школах. В частности, насколько они безопасны и адаптированы к резко континентальным климатическим условиям регионов.

Также, по словам парламентария, при строительстве новых объектов применяют старые типовые проекты и правила, не соответствующие требованиям образовательных процессов нового содержания. Это касается оборудования для детей с ограниченными возможностями, специальных кабинетов - химии, физики, биологии, географии. В этой связи школы не могут вовремя получить лицензию на учебную деятельность. При этом при строительстве объектов образования в условиях государственно-частного партнерства или за счет частных инвестиций такой проблемы не возникает. “Что мешает при первоначальном строительстве в государственных школах планировать предметные кабинеты, тем самым качественно организовывать учебный процесс, всесторонне развивать личность ребенка?” - вопрошает депутат Сартбаев и предлагает вести проектирование, прогнозирование строительства и планирование модернизации школ на экспертном качественном уровне в соответствии с реальными потребностями уровня дефицита мест учащихся. Кроме того, в современных объектах образования должна быть создана благоприятная образовательная среда. В этой связи руководители школ при строительстве здания просят рассмотреть два спортивных зала, предусмотреть обеспечение организаций образования предметными кабинетами, оборудованием и мебелью для получения дополнительного образования.

Мажилисмен попросил дать разъяснения по подготовке типовых проектов модульных школ в сельской местности и выразил уверенность, что полномочия по контролю за строительством новых школ необходимо передать Министерству образования и науки.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами