Золотой голос

В рубрике Культура - 2021-09-23

Куляш Байсеитова, казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), драматическая актриса, лауреат двух Сталинских премий II степени, кавалер ордена Ленина, родилась 19 апреля 1912 года в степях Сары-Арки - в ауле Жанаорталык Каркаралинского уезда Семипалатинской области

Одна из первых обладательниц звания “Народный артист СССР” и одна из самых молодых (после Халимы Насыровой) за все годы его присвоения.

Ее природный музыкальный талант проявился рано. Куляш заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына.

В 1925-1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме Института просвещения, участвовала в музыкальной самодеятельности.

В 1930 году поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведенного в Алма-Ату Казахского театра драмы (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М.О. Ауэзова). Обучаясь актерскому мастерству и музыкальной грамоте, вначале играла в театре небольшие эпизодические роли, а вскоре и главные.

В 1933 году вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Казахский театр оперы и балета имени Абая), где выступала до конца жизни. Занималась пением в учебной студии театра у К.А. Дианти и В.А. Смысловской.

Музыкальный и сценический талант певицы ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии “Айман - Шолпан” на либретто М.О. Ауэзова, музыка И.В. Коцика. Образ Шуги (музыкальная драма “Шуга” Б. Майлина и И. Коцика) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек (“Кыз-Жибек” Е.Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства.

Другая знаменитая оперная певица В.В. Барсова так отзывалась о Куляш Байсеитовой:
...изумительный облик этой певицы произвел на меня потрясающее впечатление... Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, - до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, легкий и прозрачный голос казахской певицы... Куляш Байсеитова - подлинная гордость не только казахского, но и всего нашего советского искусства.

“...Когда мы слушали партию Чио-Чио-сан в исполнении Куляш, нам нисколько не мешало незнание казахского языка. Казалось, что мы понимаем не только общую, выраженную артисткой мысль, но и каждое произнесенное ею слово. Настолько ярко было выражено состояние Чио-Чио-сан в мимике и интонациях артистки...”. Из рукописи режиссера А. Троицкого “Наследие Куляш Байсеитовой”.

Выступала и как концертная певица. Исполняла народные песни на многих языках (казахские “Елигай”, “Шили озен”, русская “Колокольчик”, польская “Шла девица”, чешская “Пастушок”, армянская “Ласточка” и др.), произведения русских, советских и западно-европейских композиторов.

В годы войны выезжала на фронт в составе концертной бригады.

В 1944 году снялась в музыкальном фильме “Концерт пяти республик”.

С 1949 года - член Советского комитета защиты мира. Была организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества. Участвовала в работе II Всемирного конгресса сторонников мира.

Подготовила Ясмин Джималова

Поделиться
Следуйте за нами