Тайный брак

В рубрике Культура - 2021-09-21

Ольга Шишанова

В столичном театре “Астана Опера” ожидается премьера оперы “Тайный брак” Доменико Чимарозы. По сей день этот шедевр признается одним из лучших творений в жанре оперы-буффа. В Нур-Султане над спектаклем работают большие профессионалы своего дела - знаменитый дирижер-постановщик, маэстро Абзал Мухитдин, режиссер-постановщик Алла Симонишвили, а также сценограф и художник по костюмам Манана Гуниа

“Тайный брак” - единственная по сей день исполняемая опера Доменико Чимарозы и единственная в истории мирового театра опера, полностью “сыгранная на бис” сразу же после премьеры 7 февраля 1792 года в Придворном театре Вены. Она настолько понравилась императору Леопольду II, что он потребовал тут же целиком повторить ее в своих покоях, пока актеры не разгримировались. Композитор Доменико Чимароза, являясь одним из ведущих представителей оперы-буффа, пожалуй, не знал большего успеха в своей насыщенной событиями жизни, за которую он написал около 70 опер, значительное число кантат, месс, ораторий и инструментальных произведений. Опера “Тайный брак” стала его 49-м по счету произведением подобного рода.

При этом Чимароза, по мнению критиков, “взял самую суть старой оперы-буффа, не веселый сюжет, но принцип развития действия в ожидании счастливого конца и уверенности в нем”. Иными словами, если события драматичны, то это радостное знание того, что они будут разрешены, веселое перелистывание их, словно воспоминаний, вселяющих бодрую уверенность, меняют не природу этих событий, но природу повествования. То есть автор гарантирует зрителю радость, как язык мультфильмов Уолта Диснея, то, от чего отказался Чарли Чаплин, который, наоборот, каждый миг превращая в игру, держит в сомнении относительно конца. Так что, оказывается, дело не в том, чтобы поразить беспечной веселостью. Это, скорее, осторожность человека, не желающего навлечь на себя беду и в то же время не избегающего порой столкновений с действительностью.

Тем не менее сюжет пьесы повествует о любви, но не только о той, что наполняет сердца молодых влюбленных. Это и любовь к деньгам, и к знатным титулам. Комический дар Чимарозы, его темпераментная музыка обещают зрителю счастливое, как и обещалось, разрешение интриги.

- В этой опере множество комических ансамблей: квартеты, квинтеты, терцеты, два масштабных финала с участием всех действующих лиц. Музыкальная ткань оперы настолько интересна, что в ней слышатся шаги на цыпочках и даже можно уловить взгляды героев оперы. Передать все это - для оркестрантов, безусловно, тонкая, увлекательная работа, - поделился дирижер-постановщик Абзал Мухитдин.

Сценограф и художник по костюмам Манана Гуниа в свою очередь заявила, что первоисточником либретто “Тайного брака” является мольеровский “Мещанин во дворянстве”, который за 120 лет претерпел множество метаморфоз и попал в руки неаполитанского композитора из-под пера Джованни Бертати. Хотя произведение и потеряло безжалостность мольеровской сатиры, приобретая больше камерно-лиричный характер, оно все же метко и колко отображает остроту социального и культурного конфликта, который назрел в обществе. Знаменательно, что опера была написана на заре французской революции, и ее классовый подтекст был более чем актуален.

Желая приблизиться к оригиналу и первоисточнику произведения, постановочная группа создала совершенно новую трактовку шедевра Чимарозы.

- Наша история не про невзгоды и амурные перипетии влюбленной пары, а про моральный и социальный конфликт буржуазии и аристократии в лице Дона Джеронимо и графа Робинзона в циничном мирке, где покупаются души и продается честь. Действие переносится во Францию времен правления “короля-солнце”, декорации и костюмы выдержаны в стиле раннего барокко, хотя и сильно стилизованного и утрированного.

Место действия - это роскошный сад при усадьбе Дона Джеронимо. Но это сад не реалистичный, а аллегорический. Он постоянно трансформируется, превращаясь из парка в глухой лабиринт или романтичную рощу, а широкие версальские аллеи сжимаются в клаустрофобный капкан, в который попадает главный герой, - подчеркнула Манана Гуниа.

- Жанр оперного спектакля, как и другие смежные театральные формы, испытывает от эпохи к эпохе постоянный процесс перерождения. Будучи синтетическим жанром, который представлен музыкой, литературой, поэзией, историей, хореографией, художественными формами (сценография, костюмы), актерским мастерством, оперный жанр легко адаптируется к меняющейся в очередной раз эпохальной эстетике, но при этом не теряет своей социальной, моральной и духовной актуальности. Конечно же, речь идет о музыкально-театральных шедеврах, прошедших испытание на качество временем и дошедших до нас, пройдя через века, на сценах театров мира. “Тайный брак” Доменико Чимарозы - очень удачный образец комической оперы, написанной в традициях классических канонов постмоцартовского периода. Музыкальный язык оперы запоминающийся, прозрачный, легкий и доступный. Это позволяет исполнителям посвятить себя с большим энтузиазмом актерской стороне спектакля, - подчеркнула режиссер Алла Симонишвили.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами