Жизнь прожить - как холст нарисовать

В рубрике Культура - 2021-09-14

Ольга Шишанова

Почти три десятка лет назад теплым сентябрьским днем не стало самого, пожалуй, грустного и в то же время поэтического казахстанского мастера-художника с большой буквы Салихитдина Айтбаева. Однако память о нем до сих пор живет в его картинах и благодарных потомках


 

Родился он в Кызылорде, позже переехал в Алма-Ату, где поступил в художественное училище имени Гоголя. Любопытно, что уже к моменту окончания учебы в 1961 году Айтбаев имел за плечами пять лет самостоятельной работы, участвовал во многих республиканских и всесоюзных выставках. Его таланту завидовали, его картинами восхищались, а среди его преподавателей были такие мэтры живописи, как Уке Ажиев и Молдахмет Кенбаев.

Кроме того, по мнению арт-критиков, огромное влияние на формирование стиля художника, да и всей группы шестидесятников, оказали постимпрессионисты - в частности, мексиканцы Ривера и Сикейрос. Монументальность их фресок привлекала тогдашних казахстанских художников своей четкостью и лаконичностью. Их композиционные решения оказались близки также и казахскому народному творчеству, что сыграло свою роль и в восприятии зрителями Айтбаевской картины “Счастье”. Вот только самому мастеру это удачи не принесло - его обвинили в плакатности, в упрощенности “передачи смысла”. Иными словами, картина якобы имела слишком обобщенный замысел, в то время как тенденции социалистического реализма требовали четкой сюжетности и, как ни странно, драматичности. Впрочем, критика не помешала художнику и дальше развивать собственный почерк.

- Творчество Салихитдина Айтбаева развивалось достаточно последовательно. Между его ранними вещами - “Отдых чабанов” (1962 год) и “Счастье” (1966 год), а также произведениями его последних лет все равно существует прочная генетическая связь, свидетельствующая о естественности его развития. В поздних работах мэтра, таких как, например, “Молодые казахи”, отчетливо проявилась единая и, несомненно, программная для художника поэтика слияния человека и природы, - отмечал искусствовед Вильям Мейланд. И с ним, пожалуй, трудно было бы не согласиться.

Потому как на всем творческом пути мэтра живописи его любимыми жанрами всегда оставались портреты, пейзажи и зарисовки сцен сельской жизни. Именно через них он показывал те моменты, о которых говорил Мейланд. Это такие работы Айтбаева, как “Мальчик с верблюжонком” и “Встреча пастуха”, “Целина. За обедом” и “Мать”, что стали ярким примером его художественных и творческих привязанностей. А вот портреты были уже более реалистичны, что также не могло понравиться сторонникам идеологии соцреализма. Тем не менее “Портрет сестры Курлан”, “Женщина в красном”, “Портрет известного писателя и журналиста Ануара Алимжанова” стали практически визитной карточкой художника, именно в них узнается знаменитый “Айтбаевский” творческий почерк. Кстати, помимо живописи Салихитдин Айтбаев также занимался иллюстрацией, сотрудничая с прославленными казахстанскими литераторами. Например, он оформлял сборники стихов Олжаса Сулейменова, его “Глиняную книгу”, “Солнечные ночи”, “Год Обезьяны”, трехтомное издание “Казахских народных сказок”.

Да и вообще художник обладал широтой взглядов и смелостью живописного языка, что потом ясно ощущалось в его “кубических” работах, таких как “Собрание бригады” или “Портрет отца”. Именно Айтбаев с его смелостью “шестидесятников” обогатил в этом случае пластические возможности живописи, обостряя индивидуальную манеру письма, где эмоциональность произведений создавалась цветовыми контрастами и темпераментным плоскостным исполнением.

Именно его уникальный почерк и отличительные черты, присущие вообще тому поколению художников, графиков и скульпторов, что формировались на протяжении нескольких десятилетий, прежде чем вылиться и оформиться во что-то определенное, заложили основы казахского художественного стиля.

- Его искусство существовало по ломаной кривой, как, собственно, и само общество в то время. Бывали моменты затишья, бывали взрывы. Одной из таких вершин, я считаю, было его творческое поколение. Айтбаев и его коллеги-художники стали первыми мастерами, которые отказались ехать в московские университеты и училища, сказав, что они попробуют на месте создать язык казахской живописи. И это был очень интересный эксперимент, - утверждала в свое время арт-критик Валерия Ибраева.

Иными словами, Салихитдин Айтбаев в своем творчестве освободился от описательности, иллюзорности, открыл пути к проникновению во внутреннюю сущность художника, соотнеся его с национальными корнями и используя опыт модернистского искусства, например, того же итальянского футуризма, плюс уходя от копирования действительности, сотворил свой собственный мир, который и оставил потомкам.

Сегодня его картинами можно полюбоваться в музее имени Кастеева в Алматы.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами