“Размытый” лот туризма

В рубрике Исследования - 2021-09-14

Ольга Шишанова

Сегодня, несмотря на разгар сезона, туристическая отрасль республики испытывает серьезные трудности с восстановлением и по-прежнему несет колоссальные убытки. Но только ли пандемия прошлого года виновата в этом?

Никто не спорит, что пандемия нанесла серьезный удар по многим, если не по всем отраслям экономики не только Казахстана, но и других стран мира. Однако среди таковых все равно присутствует топ таких секторов, которые пострадали от ограничений по вине COVID-19 более других. И туризм оказался в числе первых. Хотя бы в силу своих профессиональных особенностей, для нормального функционирования которых необходимы тесное взаимодействие, слаженная работа многих других отраслей экономики - тех же транспортной сферы, производства продуктов питания, отельного сервиса, да, в конце концов, просто открытые границы. А главное - четкий алгоритм действий: что делать и в каком направлении двигаться, чтобы восстановиться хотя бы до уровня 2019 года, о чем, к слову, на днях заявили во Всемирной туристской организации. Но это в мировом масштабе, поскольку понятно, что у каждого государства свои приоритеты и свои проблемы, накопившиеся в этой отрасли, на которые будет обращено внимание властей в первую очередь.

Если говорить о Казахстане, то, несмотря на экспертные данные, согласно которым вложения до 2019 года достигли рекордных 154 миллиардов тенге, особой пользы кластеру это не принесло.

Дело в том, что сегодня туристический сектор Казахстана как таковой либо использует наследие 30-летней давности, которое ему досталось от Союза, либо ограничивается установкой шлагбаумов и взиманием за проезд через них оплаты. Тогда как в стране существует неимоверное количество мест, которые давно можно было бы превратить в настоящие оазисы туризма, способные стать так называемыми “туристскими магнитами” и “точками туристского роста”, однако отсутствие годами какой-либо инфраструктуры, хороших дорог по сей день сводит все эти намерения “на нет”.

Положение не спасает даже то, что, по словам чиновников Комитета индустрии туризма, который де-юре подчиняется Минкультуры и спорта РК, а де-факто, судя по всему, существует сам по себе, еще в 2017 году они отобрали 10 республиканских дестинаций и 50 региональных. И все они вроде как должны были войти в Карту туристификации Казахстана. Причиной столь ограниченного количества объектов, даже не удосужившись привлечь к развитию отрасли представителей МСБ, чиновники тогда назвали “недостаточность финансовых средств”. Тем не менее решили вложить выделенное финансирование, о котором говорили выше, в топ-10 туристских территорий республики, которые должны были являть собой высокий потенциал развития туризма в будущем. Это озеро Алаколь, горный кластер Алматинской области, Щучинско-Боровская курортная зона, Баянаул, Имантау-Шалкарская курортная зона, озеро Балхаш, историко-культурный центр Туркестана, пляжный отдых в Мангыстау, туризм в Нур-Султане и на Байконуре.

Однако вместо того чтобы действительно заняться серьезным развитием хотя бы этого десятка туристических объектов, чиновники пошли своим собственным путем и начали расходовать деньги не на строительство дорог, не на развитие инфраструктурных объектов на упомянутых территориях, а вкладывать огромные суммы в так называемый “имидж”. Причем зачастую “отвлекаясь” на объекты, не входящие даже в топ-10 отобранных.

Так, 61,5 миллиона тенге выделено туристскому управлению Шымкента “на создание иллюстрированного мастер-плана использования “Старого города” плюс создание бренда, включая логотип и слоган, плюс на “продумывание” и продвижение продукта на внутреннем и международном рынке”.

Одновременно весьма впечатляющий и в то же время “размытый” лот в сфере туризма явил собой “услуги по формированию туристского имиджа в Щучинско-Боровской курортной зоне”, на который выделено почти 325 миллионов тенге. В технической спецификации при этом говорилось, что поставщик должен будет “укреплять имидж курортной зоны, развивать туристическую инфраструктуру и удовлетворять потребности туристов”. Вот только что именно под этим подразумевалось, так и осталось тайной за семью печатями.

Из этого следует, что большая часть выделенного финансирования на развитие туристической отрасли как таковой уходила на “создание имиджа Казахстана, демонстрацию аутентики”, что при нынешних условиях - отсутствия всякой инфраструктуры, дорог, соответствующего уровня сервиса, относящегося к этому сектору, можно попросту назвать бесполезной тратой денег. Причем, как уже говорили выше, немалых денег, которые к тому же в большей своей массе изымали из государственной казны, другими словами - из кармана налогоплательщиков. И которые можно и нужно было бы потратить с гораздо большей пользой - на недостроенные отели, заброшенные дороги, ведущие к туристическим объектам, развитие этих самых объектов плюс презентации на местах блюд национальной кухни, обучение специалистов туристической отрасли, развитие сувенирной продукции... А уж потом выходить со всем этим, да и то, только при состоявшемся, признанном, уровне развития на мировой рынок с достойными предложениями саморекламы. А до тех пор стоило бы разобраться, какие туристические объекты более всего нуждаются в “помощи”, какие регионы наиболее богаты туристическими артефактами, что нужно сделать для привлечения собственного туриста в места обетованные, кого из зарубежных партнеров привлечь к действительной, а не липовой разработке концепции развития туристической отрасли в республике... Но это уже тема другого разговора.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами