ТЯЖЕЛЫЙ ВЫБОР ШЕЛКОВОГО ПУТИ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-09-14

Мадина Меирманова

На днях в Баку заседали министры торговли и экономики стран тюркского мира. Обсуждали важный вопрос: как региону успешно встать на пути постризисного (постковидокризисного) развития. До экономической интеграции стран, конечно, еще далеко, но крупные совместные проекты, по мнению всех участников, могут стать отличным стимулом для “объединения экономических интересов”

Когда-то Збигнев Бжезинский включил регион стран тюркского мира в “дугу нестабильности”: центр Евразии - лакомый кусочек для всех держав, фактически открывает доступ ко всему континенту. В том числе как стратегический транзитный путь из Европы в Азию.

Совет сотрудничества тюркоязычных государств (а в него сейчас входят Азербайджан, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Турция) объединяет рынок со 150 миллионами человек и развитой транспортной инфраструктурой. Более 400 тысяч километров автомобильных дорог, более 30 тысяч железных дорог. И не объединиться для использования имеющихся возможностей было бы неразумно.

“Наши государства тюркского мира должны выстроить оптимальные производственные и логистические цепочки при огромных возможностях наращивания торгово-экономического сотрудничества”, - заявил на встрече ССТГ глава казахстанского Минторга Бахыт Султанов.

Впрочем, именно с “оптимальностью” здесь возникают сложности.

Дело в том, что логистические транспортные коридоры - это при разумном подходе золотая жила. И каждая из стран пытается завлечь основных торговых игроков на свою территорию, предлагая наиболее оптимальные и выгодные пути транзитных коридоров.

Помним, несколько лет назад активно обсуждали железнодорожный маршрут Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Иран - Турция - Европа. Загвоздкой проекта стала кыргызская территория: у страны не было ни денег, ни технических возможностей построить свой ж/д участок. Тогда же спонсором грозился стать Пекин, предлагая, как обычно, “выгодные условия” финансирования: китайские компании строят дорогу на китайские деньги под не очень большие проценты, а Бишкек за то, что пустил китайские компании строить за китайские деньги, получает “бонусом” автодорогу вокруг Иссык-Куля. Загвоздка проекта была в том, что, во-первых, землю под ж/д магистраль должны были передать Китаю в безвозмездное пользование (вместе с прилегающими месторождениями). А во-вторых, магистраль должна была стать узкоколейкой - под китайские стандарты. Против этого проекта тогда активно выступала Москва, только-только завершившая реконструкцию Транссиба и опасавшаяся, что новый коридор просто перетянет грузопоток на себя. Кстати, в Казахстане тоже высказывали осторожные опасения. Проект затих после ухода Президента Атамбаева. И сейчас Кыргызстан не прочь присоединиться к другим коридорам. В том числе в рамках торгово-промышленного хаба “Алатау”, который создается на казахстанско-кыргызской границе.

Еще один путь, на который рассчитывал Бишкек и который лет пять-шесть назад тоже обсуждали как перспективный, это путь из Индии в Кыргызстан (и обратно) через Иран (порт Бендер-Аббас), откуда по железной дороге в Туркменистан (г. Серахс), Узбекистан и Кыргызстан (г. Ош). Но его также отвергли после того, как страны региона выбрали маршрут коридора Мазари- Шариф - Кабул - Пешавар (финансирование предполагается Штатами и Россией).

Сейчас тюркоговорящий регион пересекают коридоры Север - Юг и Восток - Запад.
Север - Юг - это несколько направлений: из Пакистана и Индию через Афганистан с выходом на Узбекистан, Иран и либо через Каспий на север (в Россию), либо по суше - через Казахстан - также на север. Маршрут из Индии на север через Иран: через Каспий в Казахстан и Россию либо по суше: через Азербайджан и Грузию на Черное море, либо через Азербайджан - в Россию и далее в Европу. Второй путь из Ирана - через Армению, Грузию на Черное море.

Казахстан к коридорам хочет подвязать промышленное развитие. Благо через Казахстан проходит с десяток международных транспортных коридоров. И расширение объемов транзитных маршрутов за счет точек промышленного роста, сервиса, создания стратегических альянсов с иностранными партнерами может дать неплохой толчок для экономики. К тому же удобная логистика будет крайне выгодна с точки зрения формирования цены товара.

В западных регионах стран предлагают построить торгово-промышленный приграничный (с Россией) хаб. Он расположится на перепутье коридоров Север - Юг и Восток - Запад. Заново пересматривают концепцию международного центра “Хоргос”, превращая его в трансграничную торгово-производственную зону “Хоргосский узел”. Один торгово-промышленный хаб расположится вблизи одного из самых “популярных” транзитных пунктов пропуска для товаров из Кыргызстана через Казахстан на север в Россию, Европу и КНР - пункта пропуска “Карасу”. Комплекс будет располагаться на пути международного маршрута Алматы - Бишкек, и автомагистраль вливается в коридор Западная Европа - Западный Китай. Международный центр торгово-экономического сотрудничества “Центральная Азия” на границе с Узбекистаном предполагает региональную торговую и промышленную кооперацию со всеми странами Центральной Азии с выходом на перспективные рынки Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия).

Сейчас прорабатывается вопрос создания Международного торгово-логистического хаба на Каспии, который станет частью маршрута Ляньюнгань - Урумчи - Хоргос - порт “Курык” - Баку - Тбилиси - Карс. Причем, что любопытно, Карс в маршруте появился после активного лобби Турции, которая пытается перетянуть на себя торговые потоки. Хотя работать через грузинские черноморские порты быстрее и дешевле.

Об этом говорят, к слову, и европейские производители, которые предпочли бы рассматривать исключительно Транскаспийский коридор (Запад - Восток) без участия Турции. К слову, сейчас в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), где соучредителями являются компании Казахстана, Грузии и Азербайджана, обсуждается вопрос создания единого оператора по управлению логистикой на пути маршрута. Анкара же пытается включиться в процесс принятия решения по оператору. Видимо, чтобы потом перенаправлять потоки грузов с ТМТМ на Карс.

В общем, регион тюркоязычных стран очень интересен со всех сторон. Единство культуры и языка может стать объединяющим фактором для экономического сотрудничества. Если, конечно, страны смогут договориться об “игре на равных”.

Кстати, на встрече в Баку участники ССТГ заинтересовались планами Казахстана по созданию “точек роста” вдоль коридоров. Вполне возможно, что давнее предложение Нур-Султана к коллегам по тюркскому миру “сотрудничать во благо каждого” найдет применение на практике.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами