ИНФОДЕМИЯ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-09-14

Аксинья Титова

По различным данным, 70-95 процентов всех материалов СМИ с начала прошлого года посвящены коронавирусу. Пандемия изменила отрасль: посещаемость одних медиа (вне зависимости от специфики) растет бешеными темпами, других - идет на спад. Как изменились казахстанские СМИ за время пандемии?

Популярнее
порнографии...
С первых случаев заражения новым коронавирусом в Казахстане тема этого заболевания стала одной из самых муссируемых в СМИ. Редакции бросили все силы на то, чтобы удержать постоянных читателей в водовороте поступающей со всех сторон информации, пытаясь максимально ее разнообразить.
Мир захлестнула инфодемия: в привычку граждан вошло непрерывное отслеживание роста количества заболевших, выздоровевших, умерших. Как одержимые, люди стали искать информацию о том, как выявить симптомы, как лечиться, как предупредить заболевание, когда создадут вакцину, кто и когда закрыл и откроет границы.
Согласно данным сервиса контекстного таргетинга Peer39, за апрель 2020 года слово “коронавирус” вовлекло 17 процентов потребителей контента (из всех вовлечений, которые сервис отслеживает).
Если опираться на график пользовательского интереса в Google Trends по Казахстану, можно увидеть историческое изменение: с апреля прошлого года запрос “коронавирус” составил серьезную конкуренцию запросу “порно”.
Помимо этого, анализируя популярные на сегодняшний день издания, в эпоху коронавирусной постправды неотъемлемой частью медиапотребления стало опровержение фейков. Из-за того, что данные о коронавирусе, особенно первое время, сменяли друг друга со скоростью света, информации появилось так много, что вместе с этим возник высокий процент дезинформации.
С тех пор работа СМИ изменилась кардинально. Пандемия обнажила острую необходимость в фактчекинге (особой проверке данных на достоверность). Нужно ли говорить, что вместе с этим журналистов настигли изменения, касающиеся условий работы (в основном уход на дистанционку), при том, что возникла потребность работать более оперативно.
На то, что количество фейков резко возросло, во многом повлияла не только чрезмерная нагрузка на средства массовой информации, но и желание “простых смертных” докопаться до правды. Из-за этого мессенджеры казахстанцев поразила череда откровенной чуши. Усугубила ситуацию и другая ветвь четвертой власти в лице блогеров. Не все лидеры общественного мнения оказались компетентны в вопросах вирусологии. Некоторые же из них осознанно решили поймать волну популярности и принялись за изготовление сенсаций, которые профессиональным СМИ пришлось опровергать.
Что только не говорили о коронавирусе... Из самого безобидного - одни блогеры рассказывали, как можно сделать медицинскую маску из семейных трусов, другие - как предотвратить заболевание коронавирусной инфекцией сомнительными способами. Так, в прошлом году семеро иранцев, вдохновленных “полезными” советами, отравились метиловым спиртом. Они искренне считали, что он заблокирует доступ болезнетворным бактериям в их организм. Другим последствием активной гражданской дезинформации по праву можно считать байки о вакцинации. Так, некоторые граждане до сих пор верят в “теорию заговора”, согласно которой вместе с вакциной под кожу вакцинируемого вводят чип, с помощью которого тайное правительство сможет контролировать разум человечества.
В каком-то смысле инфодемия оказалась опаснее вируса... Ее истоки понятны - когда человек сталкивается с чем-то непонятным, он пытается узнать о нем как можно больше, чтобы поделиться “драгоценным знанием” с остальными.

Пандемия
и закат СМИ
Помимо того, что пандемия коронавируса принесла средствам массовой информации много работы в виде разоблачения фейков, нельзя не отметить, что пандемия сказалась на многих изданиях финансово, вплоть до того, что некоторые из них попросту прекратили свое существование. В целом такую ситуацию можно проследить по всему миру. Из-за эпидемии коронавируса многие компании оказались вынуждены уменьшать свои рекламные бюджеты, а газеты и журналы - сокращать печатные тиражи.
Конец эпохи газетной журналистики предрекали не одно десятилетие, но теперь, по словам экспертов, все может произойти раньше. Как утверждают аналитики из Брукингского института в Вашингтоне, небольшие американские газеты уже отправили часть репортеров в неоплачиваемые отпуска. Концертные залы, бары и рестораны, которые закупали рекламные полосы в местных изданиях, закрылись из-за эпидемии, а более крупные местные рекламодатели не захотели видеть названия компаний рядом с негативными новостями о пандемии. Как утверждают исследователи, для некоторых организаций, размещающих рекламу, коронавирус превратился в стоп-слово. Так, за рубежом многие СМИ закрылись из-за того, что не смогли придумать другую повестку для своих публикаций.
В США новой жертвой коронавируса называют Playboy. В марте журнал, который издавался 66 лет, прекратил издание в Америке. По словам главы компании Бена Кона, о переходе журнала в онлайн-режим думали давно, а пандемия повлияла на производственные цепочки и печать журнала. “Не секрет, что привычки читателей менялись уже некоторое время. Иногда нужно отпустить прошлое, чтобы обрести будушее”, - написал он на платформе Medium.
Би-би-си отмечает, что местные газеты были вынуждены прекратить выпуск в Великобритании. Во время эпидемии там упали как прибыль от рекламы, так и число читателей. Одна из газет - County Down Spectator - не вышла впервые за 116 лет. “Мы вернемся. Местная пресса сейчас обладает такой же ценностью, как и в 1904 году”, - объявила газета на первой полосе.
Газетный кризис может не обойти стороной и Францию, где местная пресса до сих пор является важным источником информации для небольших городов и занимает отдельную нишу рынка. Без рекламы региональные газеты стали заметно тоньше, покупать их стали реже, а часть журналистов ключевых изданий также отправили в отпуск без содержания. На это повлияло то, что местные новости пропали, все говорят только о коронавирусе, информация повторяется, а рекламу и вовсе перестали давать.
При этом, как говорят эксперты, пандемия коронавируса может оказаться шансом для перехода местной прессы в цифровой формат. Посещаемость новостных сайтов во время пандемии выросла в разы, и онлайн-версии французских газет не стали исключением. Число новых онлайн-подписчиков за день у некоторых из них увеличилось в три-четыре раза. Однако сохранится ли подобная тенденция по окончании пандемии, неясно: по данным операторов связи, из-за карантина французы стали проводить больше времени в интернете, что объясняет рост посещений информ-порталов.

Коронавирус -
не навсегда
Похожая тенденция наблюдается и в Казахстане. При этом стоит пояснить, что и у нас печатные издания и информ-порталы чувствуют себя по-разному.
Так, из-за пандемии коронавируса казахстанские средства массовой информации в целом сталкиваются с большими экономическими трудностями. Потери рекламных доходов в 2021 году исчисляются в среднем от 30 до 60 процентов. И все они в основном приходятся на печатные СМИ.
Если говорить об онлайн-площадках, то благодаря коронавирусу их рейтинги достигли невиданных раннее отметок. Так, аудитория Factcheck.kz (ресурс по борьбе с фейками) за три месяца выросла в 20 раз. Однако, по признанию экспертов, сохранить эти грандиозные результаты вряд ли представляется возможным. В дальнейшем, когда обсуждение темы коронавирусной пандемии пойдет на спад и вопрос этого заболевания перестанет стоять так остро, рейтинги могут вернуться в исходное состояние. Уйдет инфоповод - уйдет и аудитория. Поэтому, по словам кризисных специалистов, чтобы удержаться на плаву, всем СМИ без исключения необходимо расширять свой “кругозор” - писать не только о коронавирусе, но и о феноменах другой действительности.
Восстановится ли рынок печатных изданий после коронавируса, неясно. В тех странах, где власти не окажут поддержку малому и среднему бизнесу, рекламодатели на полосы газет вернутся нескоро, а значит, и так нелегкий кризис может оказаться для них смертельным.
Как считает колумнист Vanity Fair Джо Помпео, карантинные меры навсегда поменяли то, как работают редакции. Те печатные издания, которые переживут коронавирус, не будут похожи на газеты и журналы 2019 года.
“Все производится удаленно, сотрудники из ньюс-румов теперь не сидят в офисе. Один из редакторов, с которым я говорил, заявил, что устал от того, как делаются журналы. Теперь есть шанс делать все иначе и лучше”.

Поделиться
Следуйте за нами