Министр по совместительству

В рубрике Новость дня - 2021-09-09

Мадина Меирманова

Одна из самых постоянно трансформирующихся сфер в нашей стране - это государственная служба. Ее то сокращают, то совершенствуют, то усложняют. А вот теперь в этой сфере решили “ослабить гайки”. Агентство РК по делам государственной службы предложило чиновникам разрешить иметь приработок. А пожизненный запрет на занятие государственных должностей (как дополнительное наказание за уголовное правонарушение) - наоборот, отменить

На днях на портале “Открытые НПА” появился интересный документ - Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы”. В нем содержатся, можно сказать, революционные поправки в текущее функционирование государственного аппарата.
Попробуем рассмотреть предложения АДГС.

Одно из самых любопытных - дополнительный заработок.

WELAR

Как известно, сейчас служителям интересов страны, согласно статье 12 Закона о государственной службе, можно получать доходы из трех источников: собственно зарплаты на госслужбе, чтения лекций или написания статей.

То есть юридически госслужащий даже не имеет права “таксовать” - подвозить за деньги, мыть полы в подъезде или (опять же за оплату) подметать двор. В общем, предполагается, что госслужащие должны заниматься наукой или учить других и только так пополнять семейный бюджет.

Но, как показывает практика, на чтение лекций время редко у кого остается, на статьи в газеты/журналы начальство смотрит весьма неодобрительно либо статьи эти должны быть исключительно на академические темы. Но госслужба - занятие суетливое, а служение музам не терпит суеты.
И поскольку источники заработка ограничены, а расходы госслужащих растут вместе с семьями, текучка в отрасли довольно большая.

В АДГС привели статистику: по состоянию на 31 декабря 2020 года сменяемость государственных служащих по республике составляла 22 338 человек, или 23,1 процента от штатной численности государственных служащих. Чтобы понять масштаб, достаточно посмотреть статистику в частном секторе: в Фонде “Самрук-Казына” текучесть кадрового состава - менее 10 процентов, инженерно-технического состава в отрасли энергетики - около 15.

И основная причина увольнений - несоответствие объема выполняемой работы и уровня ответственности (все-таки от качества принятия решения госслужащими зависят судьбы казахстанцев) объему оплаты труда. Ситуация, кстати, усугубляется постоянно возрастающей нагрузкой из-за перманентного сокращения кадров: в 2018 году чиновников было 98,7 тысячи, в 2020-м - 97 тысяч, до конца этого их число не должно превышать 72 750 человек. Кстати, 97 тысяч - это вполне соответствовало стандартам развитых стран и даже ниже их уровня: у нас - 1,1 процента активного населения, тогда как численность госслужащих в Канаде составляет 1,5 процента, в Австралии - 1,4, в США - 1,3, а во Франции - и вовсе восемь процентов.
Но вернемся к окладам.

“Сейчас государственные служащие не получают достойную заработную плату, хотя в этом направлении предпринимаются определенные меры”, - заявляют в АДГС. И предлагают “ослабить ограничения и предоставить госслужащим возможность получения дополнительного дохода”. “Полагаем возможным проработать в соответствии с законодательством вопрос о возможности занятия государственными служащими иной оплачиваемой деятельностью с сохранением ограничения на право занятия предпринимательской деятельностью”.

Уточняется, что дополнительная деятельность не должна быть направлена на дискредитацию государственной службы и против интересов государства: “Видится целесообразным установить критерии, ограничивающие отдельные виды деятельности. К примеру, запрет целесообразно распространить на “иную” деятельность, которая препятствует выполнению государственными служащими должностных обязанностей, влечет возникновение конфликта интересов, дискредитирует государственную службу и (или) нарушает морально-этический облик государственного служащего, а также противоречит интересам государства”.

То есть госслужащий имеет право официально работать на двух работах, получая в обоих местах зарплату, но не может зарабатывать в сетевом маркетинге, например, продавая косметику, или подрабатывать страховым агентом.
Этакая ограниченная свобода. Но хотя бы так.

Пока эта идея на уровне идеи, и еще не понятно, как она трансформируется к моменту обсуждения закона в Парламенте РК.

Равно как и еще одно весьма занимательное предложение Агентства по делам госслужбы - отказаться от пожизненных запретов занимать государственные должности нарушителям закона.

“Факт совершения уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести не препятствует лицам участвовать в конкурсе для поступления на государственную службу. Следует отметить, что государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах равного права граждан на доступ к государственной службе. В этой связи необходимо исключить пожизненное ограничение для поступления на государственную службу лиц, уволенных за совершение проступков, дискредитирующих государственную службу”, - говорится в опубликованном АДГС документе.

Правда, при этом предлагается Кодекс этики для госслужащих ввести в обязанность. И карать уже не по совести, а по правилам.

Карать предлагается также работодателей - то есть государственные органы - за то, что продолжают заставлять работать сотрудников внеурочно: “Закрепить право госслужащего на обжалование в случае необоснованного привлечения к сверхурочной работе, принуждения к работе в выходные дни, задержки на рабочем месте и нарушения режима рабочего времени”. Будет ли обоснованием формулировка “не успел выполнить всю работу в рабочее время” - не уточняется.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами