Учим новые правила

В рубрике Исследования - 2021-09-03

Алла Иванилова

Казахстанские школы и вузы вновь распахнули двери для учащихся. Школьники и студенты вернулись за парты, а Министерство образования и науки приготовило для них очередные новшества

После длительного перерыва образовательные учреждения страны заработали в штатном режиме. Учителя, ученики и студенты наконец-то встретились офлайн. Первоклассникам, а их в этом году около 394 тысяч, повезло больше, чем тем, кто пошел в школу впервые в прошлом году. У них прошли традиционные линейки с первым звонком. В целом в этом учебном году более семи тысяч школ страны открыли двери для 3,6 миллиона учеников.

Еще накануне учебного года Министерство образования и науки провело анализ загруженности школ. Из-за дефицита ученических мест и трехсменного обучения более 300 школ могут оказаться переполненными. В них обучается 19 процентов учащихся. Решать проблему намерены посредством гибкого расписания и изучения некоторых предметов дистанционно. Также организованы смены и подсмены. Чтобы решить проблемы аварийных, трехсменных школ и сократить дефицит ученических мест, в республике с 2021 до 2025 года будет построено 800 новых учебных заведений. В этом году планируют ввод в эксплуатацию 200 школ, из них за счет целевого строительства - 163, механизма ГЧП - 6 и 31 - частные.

Пока ученики привыкают вновь ходить в школу, педагоги намерены оценить их уровень знаний и понять, какие пробелы появились за период дистанционного обучения. Оценки, а точнее, баллы - от 1 до 10 - будут выставлять по прежней системе. Сохранится и принцип, при котором четвертная оценка в школе станет складываться на 50 процентов из оценки за СОЧ (суммативное оценивание за четверть), 25 процентов - из оценки за СОР (суммативное оценивание за раздел) и 25 процентов - формативное оценивание.

С сентября 2021 года ввели новую систему назначения директоров организаций образования. Это касается детских домов, школ, колледжей. Так, кандидаты в обязательном порядке должны пройти курсы по менеджменту и иметь соответствующий сертификат. На должность директора могут назначить профессиональных педагогов, которые имеют стаж руководящей работы в качестве завуча, а общий педагогический стаж должен составлять не менее пяти лет.

С нового учебного года изменилась нормативная учебная нагрузка в неделю для организаций среднего образования. По Закону “О статусе педагога” теперь она составляет 16 часов. Кроме того, казахстанские педагоги сейчас могут сами выбирать учебники для школьников. Исключение составят только учебники по истории Казахстана и всемирной истории - они будут едиными для всех.

Что касается высшего образования, то изменены требования к образовательной деятельности казахстанских вузов. Новшества введены в зависимости от специальностей и направлены на усиление практикоориентированности высшего образования. Так, если раньше по направлению “Педагогические науки” обязательным было наличие ученых степеней у 45 процентов преподавателей, то теперь - не менее чем у 50 процентов. Помимо этого вузам необходимо внедрить и реализовать систему дуального обучения. То есть студенты должны проходить практику в организациях образования, получать практические навыки уже во время обучения в вузе. В прошлом году для подготовки педагогов ввели требования о соответствии образовательных программ профессиональному стандарту педагога и о необходимости наличия не менее семи лицензий по профильному направлению. Это позволило сократить количество вузов по педагогическим направлениям с 86 до 55. Эту работу продолжат. Такие новшества способствуют тому, что теперь педагогов будут готовить только те университеты, которые имеют как качественные образовательные программы и квалифицированный преподавательский состав, так и соответствующую материально-техническую базу.

Требования по штатности и остепененности преподавателей остались прежними по направлению “Здравоохранение”. Но теперь 50 процентов преподавателей профильных дисциплин должны иметь практический и клинический опыт работы в организациях здравоохранения не менее пяти лет. Трудоустройство выпускников бакалавриата от их общего количества должно составлять не менее 80 процентов, тогда как ранее было достаточно 50 процентов. К слову, по направлению “Архитектура и строительство” для преподавателей также впервые вводится требование о наличии опыта практической работы не менее пяти лет. Число таких преподавателей должно быть не меньше половины.

По-прежнему юриспруденция остается одной из самых востребованных специальностей у выпускников школ. Хотя далеко не все потом находят работу по профилю. В начале года по направлению “Право” студентов обучали 72 вуза, сегодня их количество сократилось до 67. Тем не менее во многих из них качество образования оставляет желать лучшего. Поэтому ужесточены требования к их образовательным программам. Впервые введено требование относительно того, что не менее 60 процентов преподавателей должны быть практикующими юристами с опытом не меньше пяти лет. Что касается ученых степеней, то теперь вместо 40 процентов количество остепененных преподавателей должно возрасти до 50 процентов.

Министерство образования и науки изменило требования и по таким образовательным программам, как “Журналистика”, “Связь с общественностью”, “Ресторанное дело”, “Бухгалтерия”, “Туризм”, “Услуги”, “Финансы”, “Информационно-коммуникационные технологии”, “Стандартизация и сертификация”, “Транспортные услуги”. Теперь вузы, осуществляющие подготовку по этим направлениям, получили возможность привлекать больше практиков и совместителей.

Нур-Султан

Поделиться