Кумулятивный эффект

В рубрике Исследования - 2021-09-02

Даулет Алтаев

Взрывы в Жамбылской области, которые унесли жизни, по последним данным, 15 человек, спровоцировали отставку Нурлана Ермекбаева, Министра обороны. Касым-Жомарт Токаев, глава государства, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами, представил смену: Мурат Бектанов, новый Министр обороны РК.

Официальная причина освобождения от должности - не полностью решенные вопросы по части обеспечения безопасности на складах с боеприпасами. Но есть ли у нового руководства ведомства программа действий, чтобы прекратить череду систематических, грубых нарушений норм безопасности? И что должны сделать органы военной юстиции, чтобы четко сформулировать обвинение в этот раз?

Взрывы на военных складах в Казахстане, теперь уже можно так сказать, систематическое и частое явление. Напомним, что в марте 2009 года в Арыси в результате возгорания и взрыва боеприпасов на военном складе погибли три человека и 17 были ранены. Недавний случай опять же в Арыси: 24 июня 2019 года пожар на военном складе провоцирует взрывы. По итогу погибают четыре человека, в том числе ребенок в результате ДТП, которое произошло в момент эвакуации жителей города.

А теперь Жамбылская область - 26 августа 2021 года. И вновь пожар, и вновь взрывы боеприпасов на складе военной части. В этот раз жертвами считают 15 человек.

Тенденция: с каждым годом бедствия становятся масштабнее, а жертв становится больше.

Что ожидать в дальнейшем и как новое руководство Министерства обороны сможет решить вопрос с окончательной, бесповоротной и абсолютно безопасной для граждан утилизацией потенциально опасных взрывчатых веществ, которые скопились на складах страны? Сложность в том, что Министерство обороны - это закрытая, по понятным причинам, структура. Отчасти поэтому невозможно применять общие правила общественного контроля, специального государственного, но все же гражданского контроля над соблюдением всех требований безопасности. Невозможно провести экспертизу безопасности с привлечением гражданских экспертов, общественных организаций. Поэтому надежда, казалось бы, только на внутренние силы.

Да, армия варится в своем котле. Однако теперь внутренние проблемы начинают выходить за пределы компетенции армии и угрожать населению. И надо решать их немедленно. Первое - определить виновных: сформулировать так, чтобы было за что. Такое отступление - ни один из обвиняемых по делу о последних взрывах в Арыси так и не признал свою вину. Да и причины были, скажем, пустяковые, потому что не отражают системных проблем: якобы локальное воровство, ненадлежащая работа технических средств и банальная халатность. Внимание на формулировку приговора: “За хищение бюджетных средств, выделенных на монтаж технических средств охраны (ст. 189 ч. 4 п. 2 УК РК), к семи и 10 годам лишения свободы приговорены руководство районной эксплуатационной части и командир воинской части”. Остальным - еще меньше. А вообще суд первой инстанции вынес приговор 16 обвиняемым: 12 приговорены к заключению от четырех до 10 лет, а четверо получили условное наказание - от четырех до семи лет. Приговор не вступил в законную силу. Эксперты ожидают еще не скорое завершение и принятие окончательного решения по делу - в ходе процесса защита всячески старалась вывести подзащитных из-под удара. Ожидаем множество апелляций. А впоследствии - более мягкого наказания по сравнению с тем, что содержится в приговоре суда первой инстанции и транслируется обществу.

Кстати, суд вынес приговор по обвиняемым в деле о взрывах в Арыси только в конце июля этого года. При этом процесс начался еще весной 2020-го. Примерно так, ожидаемо, будет и в этот раз - вновь виновными могут оказаться местные исполнительные лица. А проблем в системе Минобороны РК по этой части не будет. Напомним, что по официальным отчетам работа в области обеспечения безопасности была на высоте: приглашенные американские эксперты положительно оценивали работы по ликвидации последствий катастрофы в Арыси и в целом меры, принимаемые для утилизации опасных отходов военного назначения, хранения в Казахстане. К такому выводу, наверное, придут и в этот раз. Но тогда стоит ожидать подобных, а если следовать определенной выше закономерности, гораздо более объемных жертв.

Сегодня следствию необходимо углубиться в истинные причины произошедших трагедий. Независимые эксперты озвучивают различные версии причин произошедшего в Жамбылской области. Довольно популярна следующая. Мол, была дана неправильная установка прибывшим пожарным, якобы не знавшим, что на складе есть взрывчатые вещества. Иначе приняли бы решение о немедленной эвакуации, что, возможно, спасло бы больше жизней. И это - дополнительное подтверждение тому, что, возможно, на уничтоженный военный склад Жамбылской области перевезли некоторые взрывчатые компоненты из арысского военного склада. При этом личный состав мог об этом и не знать - возможно, не успели оформить документы соответствующим образом.

Мы не выступаем ни за одну из неофициальных версий причин произошедшего в Жамбылской области. Поэтому призываем читателя дождаться официальных результатов и заключений. Однако, обращаясь к органам следствия, считаем, что в процессе расследования причин трагедии необходимо прорабатывать все возможные сценарии, в том числе и поджог в целях сокрытия возможной недостачи боеприпасов. Эта версия, кстати, была очень популярна в период расследования июньского взрыва боеприпасов в Арыси. Ведь открытые источники сообщают о том, что в результате взрыва в Арыси в 2019 году уничтожено боеприпасов более чем на 90 миллиардов тенге! А по данным Алихана Смаилова, Министра финансов РК, на ликвидацию последствий катастрофы направили более 56 миллиардов тенге: “Из резерва Правительства - 27,5 миллиарда тенге, из бюджетов местных исполнительных органов - 20 миллиардов тенге, за счет средств фонда “Самрук-Казына” - шесть миллиардов тенге, спонсорской и благотворительной помощи - 2,6 миллиарда тенге”. Впрочем, и это уже другая версия, складывается впечатление, что так безжалостно поступить - поджечь и взорвать - гораздо дешевле, чем утилизировать по всем правилам и нормам. А еще и безопаснее для послужных списков высших военных чинов, если речь идет о коррупции.

Взрывы на военных складах нам представляют в виде локальной проблемы на уровне проштрафившегося завхоза. Но ведь все иначе. И поручение Президента РК решить вопрос, а после отставка министра ввиду неполного соответствия лишь подчеркивает статус и масштаб внутренних, получается, накопившихся проблем Министерства обороны. Сможет ли новая команда изменить весь внутренний распорядок, представить новый устав?

Поделиться
Следуйте за нами