Пассажиров оставят со сносом

В рубрике Новость дня - 2021-09-02

Ольга Шишанова

Международный аэропорт Алматы планируют перенести за 45 километров от мегаполиса в сторону Боралдая, где есть военный аэродром. Тогда как старое историческое здание планируют снести, что еще с прошлого ноября вызывает недовольство казахстанцев, особенно проживающих в южной столице

WELAR

Этот проект собирается реализовать компания TAV Airports, которая управляет аэропортом Алматы с 2019 года и имеет 100-процентный пакет акций, ссылаясь на Генеральный план города, который разработали еще в 2002 году. В этом году истекает срок его действия, поэтому, по словам представителей алматинского акимата, начались общественные слушания по утверждению нового плана на 2020-2030 годы. Вот только исторического здания Алматинского аэропорта, кажется, они не коснулись до сих пор. Мало того, представители компании - владельцы южной воздушной гавани заявили, что у них на руках есть все разрешительные документы, что позволяет осуществить снос исторического здания терминала, которое находится в 15 километрах от города. Это подтвердили в пресс-службе турецкой компании, что управляет аэропортом: “Была проведена международная и государственная экспертиза архитектуры VIP-терминала, в результате которой будут максимально использовать архитектурные решения старого здания, такие как фасад здания с элементами декоративного оформления, шпиль, витражи... Отдельно стоящее строение будет отлично просматриваться, как было задумано авторами изначально. Финансировать проект будут Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация”.

Добавив, что сегодня, “согласно шкале IATA, сервис аэропорта Алматы соответствует субоптимальному уровню, а управляющая компания надеется, что строительство терминала увеличит пропускную способность с 6,4 до 8 миллионов пассажиров в год и поднимет уровень сервиса до оптимального”.

При этом новое здание планируют отстроить на расстоянии 45 километров от Алматы по направлению к Боралдаю.

- Территория там лишена недостатков, как сейчас в аэропорту, - нет густых туманов и плотной застройки. Рядом будет развиваться Капшагай с туристическими объектами. Там же планируют строить город-спутник Gate city, - утверждает замдиректора ТОО “Центр градостроительного проекта” Тамара Дзалогина.

Вот только у алматинцев по поводу строительства нового аэропорта сложилось свое мнение. И в большинстве случаев оно звучит так: важно сохранить историческое здание, опираясь при этом на то, что закон разрешает изменение и перемещение памятника истории, если он был разрушен более чем на 70 процентов или если его перемещение и изменение приведут к улучшению условий его сохранения.

Оба условия, как можно заметить, вряд ли соответствуют или будут соответствовать действительности, тем более что предыдущую реставрацию аэропорта провели всего лишь несколько лет назад, и, значит, ни о каком разрушении не может быть и речи. В самом деле, в противном случае воздушная гавань попросту не смогла бы работать. Да и второе условие представляется сомнительным, несмотря на то, что архитектор компании TAV Construction заявил о том, что “при переносе планируют сохранить историческую часть смотровой башни и историческую часть фасада”.

Вот только дух старой Алматы, историческое значение культурного памятника, являющегося последним (!) образцом довоенной постройки, будет утрачено навсегда, превратившись в безликий, пусть и якобы соответствующий “исторической правде”, облик архитектурного здания, настоящая история которого восходит к 1935 году.

Тогда это был всего лишь небольшой аэродром, но чуть позже отстроили новое здание аэропорта - после того как начались регулярные перелеты по маршруту Алма-Ата - Москва. В 1970-е годы отсюда стал выполнять полеты сверхзвуковой авиалайнер ТУ-144 по маршруту Алма-Ата - Москва, и такой опыт, как оказалось, был первым и единственным на просторах СССР тех лет.

А в 2012 году в Москве на 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства Межгосударственного авиационного комитета аэродром Международного аэропорта Алматы признали лучшим в СНГ, он получил приз “За достижения в области развития международных аэродромов”.

А теперь, спустя восемь лет, это уникальное во всех смыслах здание хотят снести по причинам, довольно невнятно звучащим на фоне сохранения культурного наследия, которое и без того сегодня имеет статус “погибающего”.

Может быть, вместо подобного наплевательского отношения к собственной истории стоило взять пример с других стран, где сохраняют памятники даже менее важные и менее ценные. Например, Страсбургский вокзал, или здание Кинг-Кросса, или ту же старую железнодорожную станцию в Пекине, которая подлежит бережной охране, тогда как недалеко от нее возводят суперсовременное здание нового вокзала. И ни у кого даже мысли не возникает о том, что старые, являющиеся наследием исторического прошлого, здания “нуждаются” в сносе...

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами