ОЧИ СТРАННЫЕ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-08-20

Первые полосы мировых СМИ заполнены фотографиями лидеров и бойцов группировки “Талибан”. Одетые в шаровары, длинные рубахи и тюрбаны, они смотрят со снимков подведенными сурьмой глазами. “Газета.Ru” с помощью экспертов рассказывает, как у талибов появилась такая мода

Подводить глаза сурьмой - это давняя традиция в некоторых районах Афганистана.
“Это исторически сложилось - в частности, сурьма использовалась как антисептик, - рассказал “Газете.Ru” директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. - В основном это используют пуштуны. А талибы - это сельские пуштуны со старыми пуштунскими традициями”.

Как уточнил Нессар, подведенные глаза - вовсе не отличительный признак самих талибов, и с воззрениями членов группировки они никак не связаны.

“Использование сурьмы является выражением традиционной моды восточных районов Афганистана, особенно в горах - и не только у пуштунов, хотя могло быть ими инспирировано”, - подтвердил “Газете.Ru” антрополог, исследователь культуры народов Афганистана Святослав Каверин. По его словам, это делается не повсеместно, “хотя в отдельных районах распространено широко”. Причем в ход едва ли идет западная косметика - лишь сурьма (накреза) по старинке.

“По народному мнению, сурьма убивает вредные бактерии, защищает глаза от инфекций, песка, солнца, - объяснил антрополог. - А детей она бережет от сглаза”.

Подводка кайалом - толстым карандашом, который в традиционных условиях изготавливается на основе сульфида свинца и растительных масел, - используется в Западной Африке, на юге Азии и на Ближнем Востоке. Макияж, придающий мимике выразительность, был известен еще в Древнем Египте и соседних ранних государствах.

В исламской культуре подводке придают особенное значение: в мусульманских текстах можно найти рекомендации наносить на глаза сурьму для улучшения зрения и лучшего роста ресниц, которые давал своим последователям пророк Мухаммед - говорится, что он сам наносил ее на веки.

В священный месяц Рамадан, например, в Йемене, нанести подводку - отдельный ритуал, который проходят и для красоты, и ради предполагаемого терапевтического эффекта от нанесения красной и черной подводки на веки. Как говорил в 2018 году агентству EFE житель Йемена Али Аль Битар, наносивший в Рамадан макияж желающим в Великой мечети в Сане, многие верующие обязательно проходят через косметическую процедуру, чтобы “вернуться домой со свидетельством, что они молились в Великой мечети”.
“Хотя у россиян мужской макияж может вызывать ассоциации с группой Army Of Lovers, сурьма не указывает прямо на половую ориентацию, которая может оказаться любой”, - подчеркнул Святослав Каверин.

Между тем факт, что талибы используют подводку для глаз, в начале 2000-х поражал американских и британских военных - они воспринимали это как безусловное свидетельство гомосексуальности бойцов “Талибана” и их склонности к педофилии.
“Подобный образ был ярко представлен в афганском кинофильме “Усама” (2003, реж. Сиддик Бармак). Также можно вспомнить колоритные фотосерии в макияже или с оружием и цветами, которые немецкий фотограф Томас Дворжак положил в основу фотовыставки и книги Taliban (2003). Щекотливая тема рассмотрена в документе Pashtun Homosexuality Report (2009) и в фотосерии Guns and Roses (2010) от Брэна Симондсона”.

В 2013 году британский политолог Ниви Манчанда раскритиковала стремление Запада представить талибов как “извращенцев”, выступая на конференции в Сан-Франциско.

В пример она привела статью The Telegraph под названием “Педофилия культурно принята в Южном Афганистане” 2011 года, свидетельства американских солдат, которые говорили, что педофилия там - это “образ жизни”, и выражения из материалов The New York Times вроде “пуштунская одержимость содомией” и “странная тяга у многих к подводке для глаз”. По мнению Ниви Манчанды, этот взгляд был слишком однобоким и обусловлен западными представлениями о маскулинности, не предполагающими накрашенных глаз.

“Одежда талибов - длинная рубаха, жилет, шаровары, тюрбан - это традиционный наряд пуштунов”, - объяснил Омар Нессар. Но это не значит, что каждый, кто одет в пуштунскую одежду, автоматически выглядит как талиб.
Например, шерстяной берет-паколь, называемый у нас пуштункой, далеко не всегда оказывается свидетельством принадлежности его обладателя к воинственной группировке, пришедшей к власти в Афганистане, или к пуштунскому народу.

“Паколь происходит с востока, это горные районы на севере Пакистана, а талибы происходят с юга, - рассказал Святослав Каверин. - Первоначально этот головной убор носили читральцы и другие народности горных княжеств. Незадолго до раздела Британской Индии в 1947 году читральцы стали развивать торговлю в городе Пешаваре, а к 1950-му наладилась бойкая торговля изделиями из мягкой шерсти горских овец особой местной породы. Тогда и начинается достаточно широкое ношение паколей восточными пуштунами в Пешаваре, Кабуле и прочих местах между ними”.

По словам исследователя, шерстяной берет приобрел большую популярность в 1980-е на востоке Афганистана и в пуштунских районах Пакистана. “Солдаты ОКСВА назвали паколь пуштункой, поскольку поначалу плотнее сталкивались с боевиками этой национальности, - объяснил Святослав Каверин. - Следует отметить, в 1990-х он стал характерным признаком “северных” моджахедов - противников талибов, предпочитавших черный тюрбан (также в ходу разные платки и круглые шапочки)”. Если же на фотографиях и встречаются талибы в пуштунках, то это “горцы из районов вдоль афгано-пакистанской границы на востоке, это Зона племен”.

Поделиться
Следуйте за нами