“Потерянные“ литры

В рубрике Исследования - 2021-07-29

Алексей Мальченко

В автосреде периодически всплывают истории, в которых автолюбители жалуются, что им на АЗС залили в автомобиль больше, чем может вместиться физически. Что это: развод, застольные байки или подобные истории имеют право на существование, а причины - научное обоснование?

За разъяснением мы обратились к экспертам - в компанию “Гелиос”, которая специализируется на розничных продажах нефтепродуктов по всему Казахстану.

Тема так называемых “переливов” действительно щепетильная, причем как со стороны потребителя, так и поставщика. Вообще вопрос объема топлива затрагивает очень много физических и химических процессов, понимание которых подразумевает наличие узкопрофильных знаний. И все же попробуем объяснить на пальцах, не вдаваясь в сложные формулы о том, что происходит и почему.

В первую очередь эксперт поставил акцент на физические свойства топлива, которые в зависимости от температуры окружающей среды могут меняться. Расширение или, наоборот, сжатие молекул свойственно всем жидкостям, и топливо не исключение.

А в случае с “избыточной вместимостью” бензобака этот фактор является ключевым, поскольку из него вытекают все последствия, включая особенности конструкций при проектировании транспорта. Несмотря на кажущуюся простоту, топливный бак автомобиля является достаточно сложной конструкцией. В баке возникает множество разных процессов (испарение, окисление топлива), которые необходимо предусматривать при разработке этих емкостей.

При заправке на четверть или половину бака вопросов, как правило, не возникает. Другое дело, когда речь заходит о заправке полного бака. Собственно говоря, именно такие случае и порождают эксцессы на АЗС, когда недовольный автовладелец начинает доказывать, что, “по данным завода изготовителя, в его автомобиле бак на 50 литров, а на АЗС “каким-то волшебным образом” сумели залить 55"!

Клиент или потребитель в этом случае прав, но только в разрезе знаний о данных “от производителя”, которые, к удивлению многих, являются номинальными, а не фактическими.

Дело в том, что автопроизводители специально указывают в инструкции по эксплуатации меньшую вместительность топливного бака. Это не обман и не мошенничество, а техническое условие, необходимое для нормального функционирования всех агрегатов и узлов. То есть практически в каждом бензобаке есть так называемая “свободная емкость”, или, как еще ее называют, “пустоты безопасности”.

Этот объем нельзя выразить в литрах, если говорить об автотранспорте в целом. Дело в том, что объем топливного бака рассчитывается под каждый бренд и модель индивидуально. В расчет берутся вес автомобиля, расход и множество других факторов, которые в итоге ведут к оптимальной конфигурации соотношения полезной нагрузки и дальности пути, по сути, объема, который позволит проехать определенное расстояние (от 600 до 1000 километров).

Другими словами, если у джипа объем бака 90 литров, это не означает, что он сможет уехать дальше компактного седана, бак которого всего 55 литров - оба автомобиля преодолеют примерно одинаковое расстояние, поскольку и расход топлива у этих разных категорий кузовов сильно отличается. Однако общим звеном будет наличие той самой “свободной емкости”, объем которой может составлять от 10 до 15 процентов от номинального объема топливного бака.

Если заехать на заправку и заправить полный бак, то, когда “пистолет” отщелкнет, в бензобаке будет примерно столько же бензина, сколько указано в технических документах автомобиля. Эта величина может меняться в зависимости от различных условий, причем не только температуры, но и каких-то локальных обстоятельств.

Приведем пример. Известно, что на разных АЗС скорость заправки одного и того же автомобиля может отличаться: на одних этот процесс происходит медленно, на других - быстро. В большинстве своем это обусловлено скоростью работы насосов в конкретных АЗС или даже отдельно взятых колонках. Однако на “скоростных” колонках “пистолет” отщелкивает гораздо раньше, чем на “медленных”. Дело в том, что при быстром заполнении бензин, подхватывая воздух, образует на поверхности топлива пузыри, попросту говоря, вспенивается и поднимается по горловине. Из-за этого в “пистолете” срабатывает автоматика, которая предотвращает розлив топлива. В случае с “медленными” колонками, когда напор струи умеренный, этот эффект сводится к минимуму, и, как правило, в тот же бензобак может вместиться уже больше топлива.

Если же цедить небольшой струйкой и вновь нажимать на запуск после очередной отсечки “пистолета”, то в бак зальется в разы больше топлива, чем при классической схеме заправки.

В сети можно найти множество экспериментов, в которых автовладельцы проводят весьма точные замеры объемов бензобака своих автомобилей. К примеру, на одном из порталов, посвященных автомобильной теме, пользователь Artem Achkasov залил в Skoda Rapid с емкостью бака 55 литров почти 64 литра топлива. Правда, здесь есть одна оговорка, о которой важно знать всем автолюбителям.

Для того чтобы вместить почти 10 литров “излишка” (а это около 16 процентов от заявленного объема), автовладелец стравливал воздух через клапан, установленный на заливной горловине (в более старых версиях вместо клапана простое отверстие). Этим, кстати, грешат многие сетевые экспериментаторы.

Однако, как утверждает эксперт “Гелиос”, делать это категорически нельзя. Этот клапан отвечает за систему вентиляции бензобака. При выкручивании пробки бензобака он автоматически закрывается, и, соответственно, при закручивании пробки клапан открывается. Открывая этот клапан при заправке вручную, автолюбители попросту вытесняют воздух, необходимый для поддержания системы вентиляции бензобака в норме.

Для этого, собственно, и созданы пресловутые “пустоты безопасности”: если топливный бак заполнен дополна, есть опасность того, что под воздействием повышения внутренней температуры и, соответственно, внутреннего давления топливо может вытекать наружу. В свою очередь, резервное место в баке предотвращает возможные утечки топлива.

Вот, собственно, ящик Пандоры и раскрыт. Когда в эти пустоты попадает топливо, тогда и получается заправлять автомобиль объемом, который превышает показатели, заявленные заводом-изготовителем. Причин того, что это произошло, может быть множество: от неисправности клапана вентиляции до неправильной (разбалансированной) загрузки автомобиля.

Так что, если в ваш бензобак на АЗС залили 5-10 литров “лишнего” бензина или дизтоплива, то нет повода для волнения - на этот объем вы проедете “лишние” 50-100 километров. Заправляйтесь на проверенных станциях, и тогда вы убережете себя от неприятных “сюрпризов” и долгих разбирательств.

Поделиться
Следуйте за нами