“Потребительский” омбудсмен

В рубрике Исследования - 2021-07-29

Марта Рогова

В прошлом году Правительство РК инициировало объединение многочисленных НПО по защите прав потребителей в один “кооператив” - Национальную ассоциацию потребителей. Мол, нужен этакий масштабный профсоюз по аналогии с Национальной палатой предпринимателей, который бы обладал широкими полномочиями продвигать интересы потребителей на страновом уровне. Но, увы, частные НПО так и не смогли найти между собой консенсус

Летом прошлого года Премьер-Министр Аскар Мамин поручил создать Национальную ассоциацию потребителей до конца 2020 года. Как считают в Кабмине, Национальная ассоциация потребителей поможет переформатировать институт объединений по принципу “от количества - к качеству”. При этом минимизируется участие государства в разрешении потребительских споров.

В Минторговли и интеграции - ведомстве, которое курирует госполитику в сфере защиты прав потребителей, решили не насаждать “кооперацию” сверху, а предложить НПО самим объединиться. Но до сих пор 65 общественных организаций, работающих в сфере защиты прав потребителей, так и не смогли договориться друг с другом о том, кто станет главным в этой ассоциации.

Дело в том, что по задумке Национальная ассоциация потребителей должна иметь широко разветвленную систему представительств в регионах. И получать в числе прочего госматпомощь на столь обширную деятельность. Но вот кто распределять ее будет между этими представительствами и членами ассоциации и есть главная тема споров “защитников прав”.

Пока НПО спорят, задуманные улучшения, увы, не наступают.

А в планах Правительства было не просто создание Национальной ассоциации, но и внедрение в законодательство обязательного требования: при разработке НПА по проведению анализа регуляторного воздействия на интересы потребителей создание института омбудсмена на базе неправительственных организаций. Его основная деятельность будет связана с представительскими функциями организации, апеллированием от имени гражданского общества на любых площадках. Институт омбудсмена позволит защищать потребителей не только от нарушения их прав и злоупотреблений со стороны субъектов бизнеса, но и пресекать бездействие госорганов при рассмотрении обращений потребителей.

Правда, кто же будет омбудсменом, и кто будет от имени общества проводить анализ такого “регуляторного воздействия”, так и не понятно.

“Консолидация общественных организаций в одну ассоциацию обеспечит для всех НПО, в том числе расположенных в сельской местности, равные возможности, сформирует справедливое гражданское общество. Начнется развитие узкопрофильных направлений в деятельности НПО в отраслях торговли, финансов, медицины, туризма. Минимизируется участие государства в разрешении потребительских споров”, - призывал общественников глава Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков.

Пока в правительстве надеются, что и ассоциация, и омбудсмен таки появятся в стране в следующем году. К этому времени, возможно, уже будет принят второй пакет поправок в Закон Республики Казахстан “О защите прав потребителей”. Им, кстати, предусмотрено усиление прав защиты потребителей в электронной схеме.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами