Танцевать чувствами

В рубрике Светская жизнь - 2021-07-23

Алина Сарсенова

Недавно одна российская звезда призналась, что в Казахстане очень талантливые артисты, что они такими рождаются, и это почти дословная цитата. Вот и наша соотечественница, художественный руководитель и постановщик балетной труппы Национального академического театра оперы и балета имени Абая Гульжан Усамбековна Туткибаева, казахстанская прима-балерина, хореограф, балетмейстер, педагог, успешно поставила хореографию в российском театре, а именно в Государственном театре оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона в Якутии. Там она занималась спектаклем “Калейдоскоп иллюзий”. Кроме того, Гульжан Усамбековна дала интервью на телеканале НВК Саха, в программе “Доброе утро”, именно как хореограф-постановщик спектакля. Мы решили последовать примеру российских коллег и взять интервью у нее, чтобы подробнее разузнать не только об успехах за границей, но и том, какие новые постановки нас ждут в стенах ГАТОБ

- Расскажите о вашей работе в Якутии: как пришла идея создания “Калейдоскопа иллюзий”?
- На этот проект меня пригласил Государственный театр оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона в Якутии, г. Якутск, а именно директор театра и режиссер-постановщик спектакля “Калейдоскоп иллюзий”. Его нельзя назвать обычным балетным спектаклем. Скорее всего, это театрализованное представление. Предлагали даже классифицировать его как “оперу-балет”, потому что главную героиню воплощает оперная певица. Но она одна, остальные действующие лица - артисты балета. Героиня является блогером, очень активным пользователем социальных сетей, она хочет быть на волне, всегда в тренде, а главная ее мечта - получить 500 000 лайков. Я считаю, что этот спектакль о современных ценностях, ведь мы не можем жить без новых технологий не только потому, что это удобно. Часто у человека происходит подмена ценностей, он начитает этим жить. К своей мечте героиня идет различными путями, ярко. Но, согласитесь, эта цель не оправдывает средства. Действие состоит из восьми новелл, каждая из которых - отдельная история поста в “Инстаграм”. Я работала над четырьмя новеллами - бал в стиле Людовика XIV, Восток в понимании героини, кабаре и якутский танец. Работать было интересно, потому что артисты, с которыми я столкнулась, открытые, брались за все. Все-таки это необычный формат спектакля, потрясающая идея. Кстати, именно этот театр часто ставит экспериментальные спектакли. На одном я присутствовала. Зрители сидели прямо на сцене, а декорации с помощью вращающегося круга постоянно менялись. Возвращаясь к “Калейдоскопу иллюзий”, хочу также отметить, что для меня это был необычный опыт. Кстати, пригласили еще одного хореографа из Перми, который занимался другими четырьмя новеллами. Он специалист в современной хореографии. Это очень важно для хореографа - работать с новыми формами постановки и общения со зрителем.

- Как вы считаете, современный балет стал другим? Нужны ли этому виду искусства инновации?
- Балет постоянно развивается, имеет очень много направлений, например модерн, контактная импровизация. Сейчас даже уличные танцы, хип-хоп хореографы применяют в спектаклях. Потом, не забывайте, что “новое - это хорошо забытое старое”. То, что когда-то ставилось, сейчас видится под другим углом восприятия. Хореографы вносят свои краски, нюансы. Я за то, чтобы использовали новые технологии, например видеопроекции, которые должны вписываться в спектакль таким образом, чтобы зритель не понимал - то ли это сделано с помощью технологии, то ли это люди. Сейчас есть такие хореографы как Уэйн Макгрегор, Ханс ван Манен. То, что делают они, понравится нашему молодому зрителю. Современная хореография будет развиваться даже без нашего желания, я в этом не сомневаюсь. Она очень разнообразна.

- Как пандемия отразилась на зрителях и работниках театра?
- В пандемию пострадала прежде всего физическая форма артистов балета. Я не имею в виду то, что они поправились и набрали лишние килограммы. Подавляющее большинство осталось в хорошей физической форме, но профессиональная форма пострадала. Такие большие перерывы не могут не сказаться на качестве профессионального исполнения. Только вышли из первого локдауна, как тут снова перерыв, а мы, можно сказать, только разогнались. Тем более перед концом сезона. Это тяжело физически и психологически. У некоторых может начаться депрессия, которая внешне не проявляется. Все работники театра хотят работать, творить, показывать свой продукт зрителям. Не думаю, что зритель от нас отвык за пандемию. Ведь те спектакли, которые у нас идут, доказывают, что нас любят и ценят. Конечно, пандемия отвлекает публику от театрального искусства, потому что люди заняты насущными проблемами, переживают по поводу того, как бы не заболеть, а также переживаниями экономического характера. Хотелось бы, чтобы пандемия уже скорее закончилась. К сожалению, резко выйти из нее мы не сможем, будем выходить постепенно, плавно. Самое главное, чтобы человек не сдавался, верил только в лучшее, был позитивен, только тогда мы сможем перебороть эту ситуацию. А мы, работники театра, будем творить и созидать прекрасное, чтобы снова радовать наших зрителей.

Поделиться
Следуйте за нами