Поэма о любви

В рубрике Культура - 2021-07-15

Ольга Шишанова

На сцене столичного театра “Астана Балет” состоялся премьерный показ легендарной поэмы о любви “Козы Корпеш - Баян Сулу” в постановке известного балетмейстера Георгия Ковтуна

Этот двухактный балет “Козы Корпеш - Баян Сулу” Г. Ковтун поставил по мотивам казахской лиро-эпической поэмы XIII - XIV веков. Существует около 20 вариантов поэмы. Но главные темы казахского народного эпоса - любви и ненависти, верности и предательства - нашли отражение именно в этом спектакле. Кроме того, в художественную ткань балета “Козы Корпеш - Баян Сулу” органично включились образы древнетюркской мифологии, а еще спектакль оказался пронизан реминисценциями из древнетюркской космогонии. На сцене просто замечательно был воссоздан колорит кочевой культуры, и особенно один из ключевых образов древнетюркской мифологии - волк.

Таким образом, жемчужина романтических эпосов казахского народа, которая легла в основу сюжета, будто специально создана для современного балета с его контрастами, противопоставлением добра и зла, любви и ненависти, преданности и предательства, которые усилила потрясающая музыка Актоты Раимкуловой.

Любопытно при этом, что, по отзывам критиков, спектакль оказался близок не только взрослой аудитории, но и подрастающему поколению, поскольку все те положительные качества, которые воплощали артисты театра на сцене, как раз не помешало бы прививать сегодняшним подросткам с тем, чтобы воспитать их “в правильном направлении”.

- В основе нашего спектакля - народная история о вдохновляющей силе любви посредством стилизации казахских танцевальных элементов. Мы посчитали, что воплотить этот эпос на сцене нашего театра стало бы прекрасным способом внести свой вклад в сохранение и развитие казахского искусства, - поделился художественный руководитель театра Нурлан Канетов.

И действительно, сочетание лучших традиций классического и современного балета, неповторимых движений казахского народного танца и силовых элементов позволило постановщику Георгию Ковтуну создать интересный и захватывающий хореографический язык с неповторимым национальным колоритом. В спектакле “Козы Корпеш - Баян Сулу” все усилия хореограф направил на то, чтобы именно танец, мотивированный внутренним побуждением персонажей, будь то гнев, радость, скорбь или надежда, выражал содержание балетного произведения. Творческой удачей балетмейстера можно назвать и хореографические находки для передачи антагонизма между Козы и Кодaром. Также отлично удалось передать взволнованность чувств, нежность и доверие друг к другу юных влюбленных посредством колоритных танцевальных фрагментов.

Кроме того, хотелось бы отдельно сказать о проделанной работе художников, трудившихся над спектаклем, поскольку история древнего эпоса ожила еще и при помощи живописного декорационного оформления и красочных костюмов, которые создавались в Нур-Султане. Сценография балета принадлежит Андрею Злобину - его оформление сцены масштабными декорациями погрузило зрителей в атмосферу древних казахских сказаний. Художник по костюмам Анна Ипатьева также повлияла на сохранение зрелищной театральности благодаря разнообразию костюмов, поражающих своей красотой. На раскрытие идеи спектакля направлены были и световое, и видеооформление под руководством Георгия Ковтуна и видеохудожника Дмитрия Шамова. Все это подчеркнуло не только национальную характерность театральной постановки, но и более выпукло и четко передало его художественную образность.

Но все же главными здесь были и остаются хореография и артистизм. Большую работу с артистами столичного театра провела ассистент хореографа-постановщика Евгения Костылева. Мастерски очерченный образ красавицы Баян воплотила артистка балета Дарина Карайшева. Во второй день премьеры партию Баян исполнила ведущая солистка театра Айнура Абильгазина. В ее образе идеально оказались воплощены представления казахского народа об идеальной девушке, невесте и жене. Образ Козы с точностью до малейших нюансов удалось передать ведущему солисту театра Сундету Султанову, чья блестящая техника исполнения, дополненная эмоциональной составляющей партии, позволила создать на сцене яркий образ. Тогда как артист театра “Астана Балет” Ерканат Ермагабет, который исполнил партию Кодара, проявил бесподобную технику и одновременно масштаб своей артистической личности. Роль старца воплотил талантливый танцовщик Серик Аманжол, не менее эмоциональную партию волчицы исполнила Риза Канаткызы, а во второй премьерный день - Ансаган Кобентай. Также в постановке приняли участие юные ученики Казахской национальной академии хореографии.

Зрители с восторгом отзывались на все сложнейшие поддержки, высокие прыжки и художественные вариации артистов - как оказалось, этот спектакль в современном прочтении обрел новые яркие и насыщенные краски, подарив публике невероятные эмоции.

Фото - пресс-служба театра “Астана Балет”

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами