От станции “кредит” до станции “растрата”

В рубрике Новость дня - 2021-07-02

Алла Иванилова

Работы по строительству LRT в Нур-Султане возобновились. Однако для завершения многострадального проекта не хватает миллиарда долларов. Сейчас столичные власти ведут переговоры с банками второго уровня для привлечения инвестиций

Около стоящих в забытьи бетонных конструкций будущего легкорельсового транспорта в последнее время появилась строительная техника и началось “активное движение”. Горожане недоумевали: “памятники коррупции”, как прозвали их в народе, намерены наконец-то убрать либо все-таки строительство продолжится? Ясность внес аким города Алтай Кульгинов, который на брифинге в Службе центральных коммуникаций подтвердил возобновление строительства LRT. “Сейчас работы возобновились в связи с тем, что идет строительный сезон. Условия прежние, которые были прописаны в договорах. У нас есть и китайские, и местные партнеры”, - отметил градоначальник. Как оказалось, подрядная организация - китайский консорциум CRAEG, сейчас ведет подготовительные работы. Но они проходят в вялотекущем режиме, поскольку еще не определен источник финансирования.

WELAR

После скандала стоимость проекта пересмотрели. Изначально она составляла 1,8 миллиарда долларов. В случае получения займа из китайского Банка развития Казахстан должен был вернуть 2,6 миллиарда долларов. Отказ от этого сэкономил 800 миллионов долларов. А оптимизация (сокращение части подвижного состава с 19 до 12 единиц, остановочных станций с 18 до 11, пешеходных и подземных пешеходов) позволила снизить строительно-монтажные работы еще на 350 миллионов долларов. Таким образом, экономия средств бюджета от первоначального расчета составила 1,2 миллиарда долларов, а окончательная стоимость - около 1,5 миллиарда долларов, а это, как подсчитали в столичном акимате, 68 миллионов тенге на один километр. Для сравнения приводили расценки в других странах. Так, в Дубае стоимость строительства одного километра - 120 миллионов долларов, а в Сеуле - 110.

Акимат Нур-Султана объявил конкурс на внешние займы, в котором участвуют банки второго уровня. О том, кто станет новым инвестором проекта, объявят после его завершения. Не исключено, что инвестором может стать казахстанский банк. При этом глава города уточнил, что ЕНПФ не рассматривают. Определиться с источниками финансирования планируют до конца лета 2021 года. Однако сроки завершения строительства LRT руководство города пока не называет, видимо, чтобы не сглазить. “Сколько раз сроки называли, и каждый раз эти сроки срывались”, - справедливо заметил Кульгинов. Все станет известно, когда определится инвестор и подпишут договор.

На вопрос, на какие средства возобновилось строительство легкорельсового транспорта, градоначальник ответил, что эти деньги уже были внутри компании. Дополнительные средства пока привлечь не удалось. Требуется еще около одного миллиарда долларов на инфраструктуру - вагоны, рельсы и так далее.

Как заверили в акимате, прежде чем приступят к строительно-монтажным работам, проведут техническую экспертизу. Этим будет заниматься технадзор. У горожан возникало немало вопросов относительно надежности и демонтажа проржавевших конструкций. “Насколько опасно или не опасно для жизни пассажиров ездить на ЛРТ, который прикреплен к проржавевшей основе?” - интересовались они.

Впрочем, в том, что работы по строительству LRT продолжатся, чиновники не сомневались. Это был лишь вопрос времени. Хотя горожане были другого мнения, считая, что убыточный проект стоит свернуть. Но несмотря на то, что Президент страны называл его “сомнительным” и “спорным”, он говорил и о том, что реализовать его придется в том числе из-за международных обязательств. Аким города Алтай Кульгинов также озвучивал причины, по которым нельзя остановить строительство. По его словам, “последствия отказа будут намного серьезнее по финансовым обязательствам”.

Дело в том, что согласно подписанному дополнительному соглашению об уплате НДС это дало 200 миллионов долларов налога в бюджет государства. Также согласно договору предусмотрен арбитраж, а это уже обязательства государства, и в случае отказа пришлось бы выплачивать подрядчику большую неустойку. Правда, о какой конкретно сумме идет речь, чиновники умалчивают. Поэтому власти пошли на оптимизацию. К тому же невыполнение взятых обязательств испортило бы имидж Казахстана, выставив страну как ненадежного финансового партнера.

Споры относительно важности и эффективности LRT идут на протяжении двух лет. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в 2019 году раскритиковал дорогостоящий проект и ответственных за него. Счетный комитет представлял отчет, в котором отражены миллионные траты и нарушения. В октябре 2020 года антикоррупционная служба сообщила о завершении и направлении в суд уголовного дела в отношении должностных лиц столичного акимата, ТОО “Астана LRT” и других по факту хищения 5,8 миллиарда тенге при реализации проекта легкорельсового транспорта. По данным агентства, преступную схему по хищению средств организовали бывший замакима Астаны Канат Султанбеков и руководитель “Астана LRT” Талгат Ардан при пособничестве иностранных и казахстанских компаний. Сейчас они находятся в международном розыске. Судебный процесс по этому делу продолжался шесть месяцев. В конце мая специализированный межрайонный суд Нур-Султана вынес приговор его участникам. Так, бывшего начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашида Аманжолова приговорили к 10 годам лишения свободы, бывшего депутата и секретаря маслихата Нур-Султана Жаната Нурпеисова - к восьми годам лишения свободы, экс-председателя правления АО Astana Innovations Талгата Ашима - к семи годам лишения свободы. По делу также проходили четыре сотрудника подрядной компании, которые работали с “Астана LRT”. Суд назначил им от семи до восьми лет лишения свободы.

Теперь, когда стало известно, что строительство LRT, несмотря ни на что, продолжится, компетентным органам необходимо вести строгий финансовый учет, чтобы столь крупный проект опять не стал “кормушкой для чиновников”.

Другой вопрос - окупятся ли затраты? Ответ на него уже давали многие эксперты и экономисты. Как известно, пассажиропоток на линии легкорельсового транспорта прогнозируют на уровне 146 тысяч поездок. Даже если применить оптимистичный сценарий и взять пассажиропоток в 100 тысяч поездок ежедневно, то потребуется приблизительно 14 тысяч дней, а это более 38 лет. При этом ежегодное обслуживание LRT будет равноценно строительству 17 школ.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами