Код в сапогах

В рубрике Новость дня - 2021-06-29

Мадина Меирманова, Алла Иванилова

В Казахстане с 1 ноября 2021 года введут обязательную цифровую маркировку обуви, что может привести к повышению цен на этот товар

Ранее предполагалось, что все производители и импортеры обуви должны будут маркировать свой товар специальным двумерным кодом Data Matrix. Стикеры будут наносить на территории складов во время таможенных процедур на товар, который не промаркирован на зарубежных заводах-изготовителях. Это делают для защиты покупателя от некачественного товара. Для предпринимателей будут одинаковые конкурентные условия, а рынок будет защищен от нелегальной продукции. Также будут соблюдены права на интеллектуальную собственность. Для государства это прежде всего сокращение объема теневой экономики и увеличение поступления налогов в бюджет.

Требование по маркировке планировали ввести уже в июле. Однако многие импортеры заказывают товар у зарубежных заводов-изготовителей на осенне-зимний сезон за полгода. В этой связи партии немаркированной обуви, заказанной весной, могли бы не пересечь казахстанскую границу до 1 июля. После консультаций с представителями отрасли срок перенесли. “С 1 ноября 2021 года будут запрещены производство и ввоз немаркированной обуви на территорию РК. А у розничного бизнеса будет еще дополнительный год до 1 ноября 2022 года, чтобы распродать остатки немаркированного товара”, - говорится в сообщении Центра развития цифровой экономики.

На каждое наименование обуви нужно завести отдельную карточку в базе данных, прикрепить по четыре фото, ввести все данные об обуви, включая длину, ширину и глубину коробки. Во-первых, продавцы просто физически не могут этим заниматься. Если, к примеру, завозят 10 тысяч наименований обуви и на каждое по четыре фото, то это 40 тысяч фотографий. Необходимо сутками сидеть за компьютером, занимаясь учетом, а не продавать товар. Что в таком случае говорить о продавцах на рынках? Им и вовсе такая волокита не нужна. Также нужно на каждую коробку с обувью приклеить двумерный код. Многие производители обуви, в основном из европейских стран, отказываются специально для Казахстана ставить оборудование, принтеры, распечатывать стикеры и клеить их. Для транспортных компаний, которые готовы клеить штрих-коды, это очень накладно, увеличит стоимость перевозки.

Новые требования не радуют продавцов обуви, которые пожаловались в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Это решение они считают непродуманным. По их прогнозам, цены могут вырасти на 20-30 процентов, а половина продавцов разорится.

Между тем у бизнеса осталось пять месяцев, чтобы тщательно подготовиться к нововведению, и больше года, чтобы распродать остатки немаркированного товара. Для предпринимателей круглосуточно работает горячая линия по цифровой маркировке. Центр развития цифровой экономики регулярно проводит специализированные вебинары, предоставляет индивидуальные консультации для представителей отрасли. Полезную информацию о цифровой маркировке обуви размещают на специализированном портале markirovka.kz.

С этого года в Казахстане начинает работать национальная система прослеживаемости товаров.
Обязательная маркировка товаров на территории страны вводится поэтапно. Проект обязательной маркировки товаров разрабатывают в Казахстане уже с 2016 года. В 2020 году стартовали пилотные проекты по маркировке табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных средств, а также молочной продукции и обуви. На первом этапе, то есть с 1 октября 2020-го, производители и импортеры обязаны наносить коды маркировки на произведенную и импортированную табачную продукцию. Маркировка повлияет на теневой рынок табачных изделий и, как предполагают, сократит теневой оборот на сумму более чем три миллиарда тенге. В 2022 году планируется запуск обязательной цифровой маркировки лекарственных средств, алкогольной продукции и товаров легкой промышленности.
К тому же в пользу этих мер говорит мировой опыт. Многие страны, внедрившие цифровую маркировку, начинали свои проекты с групп подакцизных товаров и лекарственных средств. Значительные эффекты заметили уже в первые годы после внедрения. Так, в Турции увеличили собираемость налогов от табачных изделий на 1,8 миллиарда долларов, в Бразилии - на 40 процентов, что также привело к закрытию семи нелегальных заводов. В США и ЕС повысилась собираемость налогов от маркировки лекарств.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами