КЛАССНЫЙ ЧАТ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-06-15

Пройдет ли следующий учебный год в офлайне?

Алла Иванилова

Пока школьники на каникулах, многих родителей, да и самих учащихся интересует вопрос, в каком формате пройдет предстоящий учебный год. В Правительстве пока делают осторожные прогнозы и проверяют школы на обеспечение безопасности

Уже на протяжении двух учебных лет казахстанские школьники получают знания дистанционно. Многие первоклассники и вовсе не знают, что такое традиционная школа с партами и переменами. Классного руководителя они видели только онлайн. Конечно, говорить о качестве такого образования не приходится.

После того как пандемия коронавируса охватила весь мир, во многих государствах школы закрылись, а обучение перешло в онлайн-формат. При этом каждый третий школьник, а в целом 463 миллиона детей, и вовсе не имели дистанционного доступа к образованию. Однако уже к началу 2020/21 учебного года во многих странах ученики вернулись за парты. В Казахстане тоже попытались это сделать, но меры получились половинчатые - с начала учебного года открыли дежурные классы, к концу третьей четверти наконец-то разрешили всем ученикам сесть за парты. Ну а во время четвертой четверти опять всех закрыли по домам, кроме учащихся выпускных классов. Они - с учетом предстоящих экзаменов - посещали школу.

Что касается предстоящего учебного года, то в Министерстве образования и науки пока не дают однозначного ответа на вопрос, в каком формате будет проходить обучение. Заявляют только, что темпы вакцинации и снижение заболеваемости позволяют “оптимистично относиться к началу следующего года”. “Мы надеемся, что в новый учебный год откроем школы и наши дети получат возможность обучаться в традиционном формате. Но, конечно, для этого необходимо выполнить самые важные базовые условия - это соблюдение элементарных санитарно-эпидемиологических требований и вакцинация. Также для того, чтобы наши школы могли работать в традиционном формате, важно, чтобы тот или иной регион не находился в красной зоне, желательно, чтобы он был в зеленой зоне”, - заявил недавно глава Минобразования Асхат Аймагамбетов.

Выступая недавно на заседании Правительства, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Артур ван Дизен отметил, что наша страна достигла большого прогресса в сфере защиты прав детей с момента ратификации Конвенции ООН о правах ребенка в 1994 году. “Но последствия пандемии COVID-19 могут обратить вспять достижения Казахстана в интересах детей”, - считает эксперт. По его словам, школы должны закрываться в последнюю очередь и открываться в первую. Кроме того, он рекомендует провести мониторинг для определения потерь в обучении и по его результатам сформировать и протестировать программы по восполнению знаний учащихся на основе индивидуального подхода. ЮНИСЕФ готов оказать помощь в разработке и тестировании таких программ.

Между тем дистанционное обучение таит в себе много рисков. По прогнозам Всемирного банка, система образования будет страдать от последствий пандемии еще несколько десятилетий. Согласно мнению экспертов, это приведет к росту функциональной безграмотности среди подростков. Выпускников школ, которые не смогут использовать навыки чтения, письма и математики для полноценного участия в жизни общества, станет больше.

В Министерстве внутренних дел РК констатируют, что онлайн-обучение стало причиной роста преступлений в отношении детей. Хотя, казалось бы, какие могут возникнуть риски, если ребенок дома. Но именно там - более опасно. Причинами совершения преступлений зачастую являются семейные проблемы, бытовая неустроенность и асоциальный образ жизни родителей. Почти половина преступлений (43,5 процента) являются посягательствами на половую неприкосновенность детей. Причем в основном они совершены лицами из близкого окружения, не попадавшими ранее в поле зрения полиции. Это отцы - 14 случаев, отчимы - 11, сожители матерей - 11, соседи - три, родственники - 26, знакомые - 243.

Жизнь вне школы не изменила статистику самоубийств среди подростков. Только за пять месяцев 2021 года официально зарегистрировали 248 фактов суицида: 164 несовершеннолетних удалось спасти, а 84 - скончались. По данным МВД, на такой роковой шаг детей толкают чаще всего конфликты с родными - на них приходится каждый третий случай подросткового суицида. Чувство одиночества является причиной самоубийства несовершеннолетних в 12 процентах случаев, разрыв отношений с друзьями - в десяти процентах. Конфликты по месту учебы и неблагополучное материальное положение занимают три процента от общей статистики.

С учетом того, что ученики, возможно, уже в сентябре вернутся за парты, в Казахстане проходит проверка школ на обеспечение безопасности. Этому вопросу уделили внимание после трагедии в одной из школ Татарстана. Напомним, в Казани 11 мая 19-летний парень устроил стрельбу, в результате чего погибли семеро учеников и двое взрослых.

Несмотря на стопроцентное оснащение школ системами видеонаблюдения (7440 школ - 145,5 тысячи видеокамер), почти половина из них не соответствует установленным стандартам. Только чуть больше трети оснащены системами экстренного оповещения (речевая, звуковая, световая), тревожными кнопками - восемь процентов (608 школ), системами контроля и управления доступом - пять процентов (345), турникетами - четыре процента (333), металлоискателями - один процент (91). И только шесть процентов школ (а это 434) заключили договоры с охранными организациями.

МВД совместно с Минобразования разработало перечень запрещенных к проносу предметов в организации образования. Это оружие, ножи, кастеты, лезвия, имитаторы взрывчатых устройств, аэрозольные краски, пиротехнические средства и газовые баллончики. Кроме того, вводят дополнительные квалификационные требования к частным охранным организациям, обеспечивающим безопасность школ. Сейчас прорабатывают ряд дополнительных мер, направленных на обеспечение организаций образования системами безопасности, спецподготовку учеников и персонала к действиям при возникновении ЧС техногенного, природного характера и кризисных ситуаций.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами