Мост. Япония. Ван Гог, или Картины проплывающего мимо мира

В рубрике Культура - 2021-06-08

Ольга Шишанова

В столичной галерее искусств “Хас Санат” состоялось открытие выставки японских гравюр XIX века, на которой продемонстрировали традиционные японские изображения эпохи Эдо-укие-э из коллекции Тадаси Гоино, которую он долгие годы собирал по всему миру

Любопытно, что, по словам организаторов вернисажа, именно эти работы принадлежали когда-то знаменитому Ван Гогу и вдохновляли его на написание его живописных полотен. Созданы они были мастерами из школы Утагава Хиросигэ в первой половине XIX века в городе Эдо - сегодня это нынешний Токио. Однако сейчас представленная коллекция принадлежит семье Туманян. Точнее, академику Европейской академии естественных наук, солисту оперной сцены Барсэгу Туманяну и художнику, дизайнеру, искусствоведу Наире Туманян.
Говоря о самих работах, необходимо отметить, что в переводе с японского “укие-э” означает “картины проплывающего мимо мира”. Это первые гравюры, завоевавшие огромную популярность у городского населения, и выполнялись они в черно-белом варианте, были безыскусны по композиции, цветовой гамме и доступны по цене широкому кругу городского населения.
Развиваясь как особое жанровое направление японского искусства, укие-э при этом способствовало появлению выдающихся художников, каждый из которых работал в своей манере.

Сегодня расположенными на стенах музеев японскими гравюрами уважительно восхищаются. Однако в эпоху Эдо, когда они были созданы для игры, обучения как иллюстрации для средств массовой информации, укие-э являлись неотъемлемой частью повседневной жизни. В любом случае как отражение японского общества той эпохи они представляют большой интерес, причем как для искусствоведов, так и для ценителей прекрасного в том числе.
Гравюра укие-э - это плод коллективного труда, когда издатель заказывает рисунок у выбранного художника, а любой рисунок выполняется кистью и тушью, отдается на цензуру и только затем передается граверу и печатнику.
В названии выставки не случайно есть слово “мост”, ведь искусство японских художников эпохи Эдо вдохновило и восхитило всех европейских мастеров живописи второй половины XIX века. И это влияние все отчетливее становилось видно с течением времени. Особенно проявилось оно в работах французских художников, задело австрийских мастеров, в том числе Густава Климта. А со второй половины XIX века японское искусство начало оказывать влияние и на весь Запад, причем сильное увлечение им быстро породило особое художественное движение - японизм.
Так, предназначавшееся для узкого круга японское искусство скоро стало более узнаваемым благодаря всемирным выставкам и магазинам по продаже артефактов с Дальнего Востока. Красивые, цветные, дешевые японские гравюры вызывали нешуточный интерес таких мастеров, как Мане, Дега, Моне, Ван Гог, а также гравера Бракемона, скульптора Родена, литераторов, в том числе братьев Гонкур.
Так что неслучайно в творчестве этих и других известных художников обнаруживаются символизм и иносказание, выразительная линейность и уплощенность, нарядный контраст красок и поэтичность. Между тем европейские художники создали каждый свой образ Японии - загадочной, далекой, почти сказочной страны, где все люди - поэты, где идиллия реальности перекликается с прозой окружающего мира.
Например, с развитием поездок и паломничества, вошедшими в моду в том же XIX веке, такие японские художники, как Хокусай и Хиросигэ, придумали великолепные гравюры пейзажей, которые являлись, кроме всего прочего, значимой рекламой представленных на них знаменитых мест.

Японские гравюры были также очень полезны в период, когда еще не существовали газеты, чтобы распространять информацию в наиболее отдаленные провинции. Таким образом, продавались гравюры, представляющие в форме иллюстрированного листа такие значимые происшествия, как кончина великого актера Кабуки, стихийные бедствия, преступления и многое другое. Среди наиболее интересных и рассматриваемых в качестве подобных гравюр можно назвать хасира-э или гравюры для столбов. Часто натянутые на каркас, они размещались даже в главном элементе дома, токономе, и заменяли собой более дорогостоящую роспись. Но обычно хасира-э были наклеены на простые опорные конструкции.
Тогда как многочисленные другие направления и виды гравюры, как те, что представляли известных воинов, чудовищ, разнообразных духов, предназначались лишь для развлечения японцев.
И, наконец, единственные подлинно художественные гравюры назывались суримоно, являясь великолепным предметом частных заказов, и никогда не предназначаясь для продажи, а только для подношения. Для их изготовления использовались самые мягкие материалы, самые лучшие красители, самые изощренные методы гофрировки, полутона цветов и без счета - золотой порошок и деньги для реализации этих произведений красоты. Они должны были восхищать больше, чем все остальные гравюры, их держали слегка согнутыми в руках для того, чтобы дать почувствовать изысканность цветов и сияющие части. Полюбоваться ими, так же как и перечисленными другими видами, можно будет в столичной галерее “Хас Санат” до 20 июня.

Фото Владимира Бахуревича

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами