Безотходное производство

В рубрике Исследования - 2021-06-08

Алла Иванилова

Новое возводится на руинах старого. Это выражение обретает буквальный смысл, учитывая, что казахстанская столица, которая отметит нынешним летом свое 23-летие, утопает в строительном мусоре

Сегодняшняя тенденция такова - чем более развита экономика страны, тем большая доля строительного мусора в структуре промышленных и бытовых отходов. Для Германии и Нидерландов она составляет 55 процентов, во Франции достигает 70. В самой богатой по доходам на душу населения европейской стране Люксембурге девять из десяти тонн отходов выдает строительная отрасль. Но есть исключения. Доля строительного мусора невелика в структуре отходов Финляндии. Эксперты объясняют это “нестандартными архитектурными традициями” финнов. Проще говоря, в строительстве до сих пор широко используют древесину.
Казахстанскую столицу, где строительство идет активными темпами, эта беда не обошла стороной. Учитывая, что основная стройка развернута на левобережье, именно там больше всего строительных отходов. Акимат района “Есиль” в ходе проведенного мониторинга определил 13 точек скопления мусора. Его предполагаемый объем составляет приблизительно 100 тысяч тонн. Для вывоза этих свалок нужно будет сделать почти 10 000 рейсов самосвалов. И это только на левобережье столицы.

Сейчас, когда начался строительный сезон, факты незаконного вывоза мусора участились. Согласно законодательству такие отходы должны отправляться на специализированный экополигон, где строймусор перерабатывается. Он находится по шоссе Алаш по Павлодарской трассе. Но на деле происходит не так. В городе работают 87 клининговых компаний, которые заключили договор с экополигоном на ввоз 97 тысяч тонн мусора за прошлый год. Но за этот период компании вывезли только 11 тысяч тонн. Гораздо проще и дешевле скинуть мусор где-то на окраине или в Малый Талдыколь. Уникальный водоем уже утопает в строительных отходах, а это большой урон природе.
Также строительные компании засыпают котлованы непереработанным мусором. А там все в кучу: полиэтилен, бетон, металл, пластик. Чтобы решить эту проблему, предлагают немало вариантов. К примеру, лицензировать деятельность мусоровывозящих компаний. Помимо “кнута” в виде штрафов и лишения лицензии необходимо предусмотреть и “пряник” в виде различных бонусов. Чтобы заинтересовать бизнес, куб щебенки должен быть дороже того же переработанного бетона.
Но самый оптимальный вариант - строительство площадки для складирования и переработки строительных отходов с дальнейшей рекультивацией карьера “Северная гряда”. Работы в этом направлении начались еще в прошлом году. Эти меры значительно улучшат экологию и санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе. На площадке предусмотрена установка дробильного комплекса, который будет перерабатывать такие строительные отходы, как кирпич, асфальт, бетонные отходы. Это позволит часть сырья использовать повторно, к тому же упростит процесс утилизации отходов. Кроме того, к примеру, 50 процентов строительного мусора можно будет перерабатывать в щебень, 10-15 процентов - в арматуру.
С проблемой строительного мусора сегодня сталкиваются многие страны. Европейские исследования показывают, что почти треть всех отходов, образующихся в странах Евросоюза, - строительный мусор. И его количество непрерывно растет. Изменение этой опасной тенденции на Западе считают важнейшей задачей в области охраны окружающей среды. В соответствии с принятой в ЕС в 2008 году Рамочной директивой об отходах главный способ борьбы с увеличением количества строительных отходов - их переработка для дальнейшего использования. Для достижения намеченных целей реализуется стратегия управления строительными отходами и использования в строительстве DfD-конструкций (аббревиатура с английского Designed for Deconstruction, дословно “разработанное для демонтажа”). Практические профилактические меры управления строительными отходами, кроме прочего, включают в себя снижение материалоемкости вновь возводимых зданий, применение оптовых закупок строительных материалов в целях уменьшения количества одноразовой упаковки, поставку их на объекты в оборотной таре, контейнерах, которые могут быть возвращены производителю и использованы многократно.
Окружающей среде наносится меньший вред и образуется меньшее количество строительных отходов при использовании вместо сноса устаревших зданий их плановой разборки. Негативное влияние меньше, если вывозить строительный мусор контейнерами, а не грузить отходы в кузов грузовика.
В Нур-Султане, где ежедневно на территорию мусороперерабатывающего комплекса вывозят до одной тысячи тонн мусора, реализуют и ряд других мероприятий для недопущения ухудшения экологии и увеличения количества несанкционированных мест для отходов. В частности, проводят модернизацию мусороперерабатывающего завода. Это позволит почти вдвое увеличить мощность предприятия в год - с 250 тысяч тонн до более чем 450 тысяч тонн. Тип сортировки отходов переводится с ручного на полуавтоматический. Городской полигон состоит из двух ячеек, и первая практически заполнена. Совместно с профильными органами проводят ее рекультивацию. Также продолжается проведение отдельного сбора твердых бытовых отходов. Уровень переработки ТБО достиг показателя 75 процентов, выемки вторичного сырья - 17.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами