Электрический импульс

В рубрике Новость дня - 2021-05-27

Даулет Алтаев

В Казахстане упраздняют утилизационный сбор на электромобили. Соответствующий приказ Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан вступает в силу 4 июня. Согласно официальной информации такой порядок будет действовать в отношении легковых, грузовых и автобусов на электрической тяге. Как долго, пока не ясно.
По мнению экспертов министерства, такое решение позволит существенно увеличить количество электротранспорта в стране - при ввозе и главное производстве утильсбор платить не надо (следовательно, государству компенсировать отечественным производителям тоже ничего не надо). Что, в свою очередь, по мнению чиновников, буквально подтолкнет к расширению необходимой инфраструктуры

Есть экспертное мнение, что таким образом расчищают дорогу для автопроизводителей электротранспорта, которые нацелились на наш рынок. Нет утильсбора, следовательно, можно и цену сделать ниже. А все модели, как отечественные, так и ввезенные, находятся на равных условиях. Ведь в некоторых странах утильсбор появился как альтернатива необходимости снижать таможенные пошлины ввиду условий вступления в ВТО. Так, например, Россия компенсирует родному автопрому утилизационный сбор. То есть тем, которые считают отечественным производством.
Электромобили “наступают” по всем фронтам, и очевидно, что будущее автопрома все же больше электрическое, чем углеродное. Конечно же, при условии, что весь мир перейдет на “зеленые” технологии и возобновляемые источники энергии. А вот насколько такое возможно - это уже тема отдельной статьи. Так вот, все наиболее крупные и серьезные производители автомобилей постепенно собираются отказываться от машин с традиционными ДВС в пользу электротяги. Называют примерные сроки - 2030-2040 годы. Конечно, в качестве переходных этапов везти автопром будут уже известные и отлаженные в производстве гибридные технологии, но финал все же понятен - электричество.

WELAR

И электричество, а именно инфраструктура для поддержания жизни электромобилей, будет, в конце концов, показателем степени развития страны в транспортном, а оттого и экономическом плане. То есть отсутствие такой инфраструктуры станет неким занавесом - ни въехать, ни проехать сквозь, что накладывает ограничения на доходность определенной части туристического кластера. Но это все же мелочь. И потери Казахстана здесь больше имиджевого характера. А вот невозможность использования крупных транспортных коридоров на всю катушку (в которые хорошо вложилась и РК) - это уже настоящая проблема. Ведь в переходе на электричество заинтересован в первую очередь коммерческий сектор, а следовательно, крупные транспортные и логистические компании в первых рядах начнут обновлять свой парк. Зарубежные - точно. Это произойдет также и потому, что давить начнут в первую очередь на бизнес. И назовут это все методами стимулирования перехода на экологичные технологии. Европейские страны - одни из первых сделают это безжалостно. Всем остальным постепенно придется подтянуться.
Вернемся в наше время. Итак, с 4 июня в Казахстане упраздняют утилизационный сбор. Что это дает рядовому автолюбителю, потенциальному владельцу электромобиля? Для типичного легкового авто он составлял, по данным из открытых источников, более 430 тысяч тенге. При этом на территории ЕАЭС уже до конца 2021 года действует обнуленная таможенная ставка на ввоз электромобилей. Напомним, что соответствующее решение - снизить ставку до нуля - Евразийская экономическая комиссия приняла весной прошлого года. “Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС на отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС). Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года включительно и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами”, - говорилось в официальном сообщении ЕЭК.
Собственно, никто и не думал скрывать истинную причину такого жеста. “Предлагается установить эту меру с учетом скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры”, - говорил Андрей Слепнев, Министр по торговле ЕЭК.
Тогда-то эксперты фактически признали, что довольно сильно поддавили кластер электротранспорта.
О необходимости послаблений. Сегодня в Казахстане таких автомобилей зарегистрировано не более 500. И это либо “модные штучки”, либо те, что работают в качестве развлечения и катают туристов в экологических зонах типа урочища Медеу в Алматы. Да и станций заряда всего ничего - чуть более 100 на два города-миллионника. Да никто и не считал, как скажется дополнительная нагрузка на сети при повальном увлечении электромобилями в мегаполисах Казахстана. Но расчеты по обновлению сетей уже надо делать, так как тотальная электрификация транспорта неизбежна.
Помимо таможенной очистки, утилизационного сбора есть и другие платежи. Например, более 700 тысяч тенге за первую регистрацию для электромобилей от трех лет. А это очень популярная возрастная категория на вторичном рынке. И если говорить о реальном стимуле, то необходимо также подумать и об уменьшении остальных платежей. Тогда зов сердца, та самая романтика обладания новыми технологиями, будет подкреплен еще и реальной выгодой. Ну а пока далее “красивых” прожектов история не движется. И электромобиль не уйдет от устойчивого имиджа больше хоббийного транспорта.
Решение ЕЭК о нулевой ставке и Минэкологии РК об отмене утилизационного сбора позволяет также предположить, что на самом деле никто из активных членов бизнес-сообщества наших государств пока в принципе не готов пойти на риск и начать работать в сфере производства потребительского электротранспорта. Фактор дефицита “зарядок”, конечно, играет свою роль. Но с сегодняшним уровнем развития технологий довольно рискованно переводить парк карет скорой помощи, парк полицейских патрульных авто или муниципального таксопарка полностью на электричество. А именно эти позиции с точки зрения постоянного обновления являются наиболее привлекательными для потенциального производителя электромобилей. В том числе и с государственным участием. Поэтому нам пока дарят ту саму романтику обладания электромобилем. Надо сказать, в очередной раз. Ведь в 2016-17 годах уже отменяли таможенную пошлину на ввоз электрокаров. Итог - всего 422 зарегистрированных электромобиля в Казахстане на май 2021 года.

Поделиться
Следуйте за нами