Ядерные следопыты

В рубрике Исследования - 2021-05-07

Ольга Шишанова

В Министерстве энергетики РК заявили, что уровень радиации вблизи Семипалатинского полигона не представляет опасности для населения. Однако факты, да и более ранние исследования говорят совершенно об обратном

В 2021 году, накануне 30-летия закрытия ядерного полигона в Восточном Казахстане, Национальный ядерный центр РК планирует завершить обследование радиоактивного загрязнения земель Семипалатинского испытательного полигона. Об этом сообщили в Министерстве энергетики республики, добавив, что на сегодня специалисты уже обследовали около 90 процентов всей территории полигона. Тогда как сами работы начались еще в 2008 году - ученые занялись изучением состава воздуха, растений и животного мира, причем некоторые методы оказались отечественной разработки.
За все это время мониторинг не единожды обнаруживал негативные изменения радиационной обстановки, влияющие на безопасность окружающей среды и населения. Однако почему-то мнение экспертов к сегодняшнему дню свелось к тому, что “в целом текущее радиационное состояние воздушной и водной среды на полигоне и за его пределами стабильное и опасности для населения не представляет”. Исключение составляют разве что радиоактивно загрязненные участки испытательных площадок, где непосредственно проводили сами ядерные испытания. Которых, к слову, насчитали, по некоторым данным, около 800 (!). В то время как даже в США, на полигоне штата Невада, их только 33.
Тем не менее специалисты, которые занимаются сегодня этим мониторингом, продолжают утверждать, что “результаты проводимых исследований показали, что максимальное содержание радиоактивных элементов в воздухе обнаружено непосредственно в месте проведения ядерных испытаний. При этом вне загрязненных участков полигона присутствие “долгоживущих” радиоактивных элементов (америций, цезий или стронций) не обнаружено”.
Вот только насколько верны подобные заявления?
Оседая на поверхность земли по направлению движения облака, продукты взрыва создают радиоактивный участок, называемый радиоактивным следом. Плотность заражения в районе взрыва и по следу движения радиоактивного облака убывает по мере удаления от центра взрыва. Однако сохраняет свою форму многие десятилетия, а то и не одну сотню лет. Так, принято считать, что при наземном ядерном взрыве соотношение площадей территории со средней дозой два рад (0,02 Грей) будет следующим: через год после атаки - 15 тысяч квадратных километров; через пять лет - 60 тысяч; через 10 лет - 50 тысяч и даже через 100 лет - 700 квадратных километров.
Причем речь идет не только о площади эпицентра и близлежащих к нему земель, а еще и радиуса вокруг пораженной территории.
Для сравнения в качестве примера можно привести взрыв на Чернобыльской АЭС, который случился ровно 35 лет назад, разнесший радиоактивное облако не только по территории Украины, России и Белоруссии, но и затронувший собой ряд европейских стран вплоть до Италии.
Сегодня вокруг ЧАЭС действует 300-километровая зона отчуждения. Непосредственно после катастрофы там погибли многие животные. Также от радиации пострадал лесной массив вблизи ЧАЭС, который получил название “Рыжий лес”. Дело в том, что под воздействием радиации хвойные изменили свой цвет на ржавый в течение 30 минут (!) после аварии. Площадь леса составляет более 200 квадратных километров, и уровень радиации в нем до сих пор превышает 123 мкр/Ч при норме не более 30 мкр/Ч. После одноразового взрыва прошло более трех десятков лет, что уж говорить о Семипалатинском полигоне, подвергавшемся испытаниям с 1949 по 1989 год. Между тем в большинстве районов Украины пробы коровьего молока по-прежнему выдают превышение нормы цезия-137 в 3,5 раза.
Что касается Семипалатинского полигона, то, по оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, некоторые зараженные участки полигона будут представлять опасность и оставаться непригодными для жизни на протяжении свыше тысячи лет”.
Плюс значительная часть его территорий и прилегающие к нему районы Павлодарской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей по-прежнему признаются зонами экологического бедствия. А радиус поражения даже сегодня достигает почти 800 километров, подразделяясь на четыре зоны - 150, 300, 500 и 775 километров.
И мало кто при этом учитывает тот фактор, что ветер Сарыарки в основном дует с севера на юг, затем на запад - внутрь Казахстана. Раньше по этому направлению действительно было мало населенных пунктов, что и стало одной из причин расположения ядерного полигона в Семипалатинском регионе, да и Иртыш расположен поблизости - кто же знал, что из могучей реки он превратится сегодня в трансграничный придаток...
Так вот, поскольку северный ветер Сарыарки в большинстве случаев, не сворачивая на запад, упирается в Алатау, это значит, что радиация даже сегодня вполне может доходить до Алматы. В то время как на поверхности земли Курчумского района Усть-Каменогорской области радиация впиталась в землю до 15 сантиметров, а ведь этот район расположен почти в 500 километрах от эпицентра...
Выводы, и совсем неутешительные, не те, которыми бравируют в Министерстве энергетики, напрашиваются сами.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами