БАКАДемгородок

В рубрике Исследования - 2021-05-06

Даулет Алтаев

Южная столица получит шесть новых выходов (к семи имеющимся, если судить по предоставленной схеме) на Большую алматинскую кольцевую автомобильную дорогу (БАКАД). В перспективе (по предварительным данным до 2025 года) на магистраль можно будет попасть по проспектам Абая и Рыскулова, по улицам Монке би (бывшая Акын Сара), Саина, Тлендиева и по Северному полукольцу. Проект БАКАД позволит существенно разгрузить город и по-новому взглянуть на пригород. Комфортабельное путешествие до пункта назначения, повышенная пропускная способность шестиполосной дороги позволяют говорить также и о все возрастающей инвестиционной привлекательности пригородных участков, к которым существенно упрощается доступ.
Одна из таких перспективных площадок - Gate city. Это ближайший к Алматы город-спутник, часть проекта G4 сity. Проект, напомним, пережил не один кризис и, судя по всему, уверенно смотрит в будущее. Видно, что от столь мощного кластера по добыванию денег и разгрузке Алматы отказываться не собираются

“G4 - это четыре структурно объединенных, уникальных современных умных города, располагающихся вдоль республиканской трассы Алматы - Усть-Каменогорск на участке Алматы - Капшагай”, - сказано на официальной странице проекта. И основная задача проекта - создание “новых умных городов мегаполиса Алматы с благоприятными условиями для интенсивного развития бизнеса и комфортной жизни населения”. Причем у каждого из четырех городов свое предназначение. О нем мы еще напомним, но немного ниже.
Первую очередь строительства - 190 тысяч квадратных метров недвижимости в Gate city (сообщалось о строительстве именно жилой недвижимости) - пришлось немного сдвинуть по срокам. А также подкорректировать объем первой очереди и сократить до 38 тысяч квадратных метров. Согласно официальным данным, в планы вмешалась пандемия коронавируса и появились некоторые рекомендации инвестора. Однако то, что работа над проектом БАКАД продолжается и ищут все новые способы увеличить загрузку магистрали, например, упомянутые выше дополнительные выходы на дорогу, позволяет говорить о здравствовании проекта по крайней мере ближайшего к Алматы города-спутника Gate city. Который, напомним, по плану БАКАД должен был поделить на южный и северный районы. Также стоит указать, что в середине 2019 года Роман Скляр, Министр индустрии и инфраструктурного развития, отмечал: “По проекту “Строительство и эксплуатация автомобильной дороги “Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)” завершена мобилизация и начаты строительно-монтажные работы. В 2021 году откроют проезд. Ожидаемый трафик - 38 тысяч автомобилей в сутки”.

Подобные показатели и в целом то, в какой инфраструктурный ландшафт будет вписан город, для инвестора являются одной из основ ликвидности. Это многоступенчатая и мновекторная схема привлечения денег - каждый из инвесторов может увидеть интерес в своем направлении, кластере, из которых состоят столь масштабные проекты. Однако центральным (если принять во внимание официальные сообщения) партнером проекта G4 нам представляют компанию Surbana Jurong. Это сингапурская государственная консалтинговая компания, специализирующаяся на инфраструктуре и городском развитии. На ее счету крупные инфраструктурные проекты в разных странах мира. Одни из последних в Африке - открытые источники сообщают, что компания создавала генеральные планы районов и некоторых городов Республики Гана.
Как отмечают независимые эксперты, подобный подход, а именно участие довольно крупного игрока, существенно облегчает (уже на основании подготовленной документации авторитетной организации) работу с другими иностранными инвесторами. Но прежде чем подобные или схожие по своей специфике организации предпримут серьезные шаги, аналитикам необходимо сориентироваться на местности. А именно - знать тонкости сообщения с ближайшим крупным узловым региональным центром. Что, собственно, сингапурская компания Surbana Jurong и сделала - на стадии создания проекта запросила данные по локальным спецификациям. Конкретно их интересовала, согласно сообщению Управления строительства Алматинской области, подробная информация о структуре землепользования, утвержденные генеральные планы. Зарубежные эксперты сделали акцент на данных по водным ресурсам, состоянию почвы и определенной растительности для озеленения. И, конечно же, особое внимание эксперты уделили транспортной составляющей. В частности, их интересовало расположение будущих легкорельсовых линий, метрополитена, железных дорог, BRT, автомобильных дорог. Иными словами, все, что позволило бы наладить устойчивое транспортное сообщение между городами. БАКАД, естественно, играет в этом существенную роль.
Почему так важно создать сегодня комфортные условия передвижения, где БАКАД является один из главных инструментов достижения цели? И почему уже не так важно, кто именно будет основным партнером проекта? Условно и очень упрощенно - инвестор видит разделение задач. Со стороны Алматы и области - создание всех условий для появления новых городов. Хотя бы одного. А со стороны, в нашем случае, сингапурской компании - вложение собственных и привлеченных средств для участия в создании центров коммерции, образования, туризма.
Собственно, это объясняет постепенную и планомерную работу над проектами: как уже было сказано, завершение БАКАД, а также подведение всех магистральных инженерных сетей, которые готовы уже по состоянию на начало 2020 года. И не так важно, кто будет выступать основным партнером - важнее, что города (кто бы ни был условно автором проекта) появятся не на пустом месте, а в уже созданной, подчеркнем, государством “оправе”. Да, подписано соглашение о создании проекта с сингапурской компанией еще в 2019 году, но ситуация всегда может измениться. В ноябре 2020 года в одном из интервью Амандык Баталов, аким Алматинской области, отмечал, что в начале 2021 года начнется строительство первых 38 тысяч квадратных метров жилья. И высказывал надежду, что это сдвинет проект с мертвой точки, отметив, что создать первую партию из упомянутых 38 тысяч метров предложила именно сингапурская сторона. Складывается ощущение, что это первая пробная партия квадратных метров. Пока ждем.

Всего, напомним, четыре города. Первый от Алматы - Gate city. По задумке это деловой и финансовый центр, через который, согласно официальной информации, “пройдут автомагистрали республиканского значения Алматы - Усть-Каменогорск и Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)”. Далее - Golden city - центр образования, спорта и здоровья. За ним - Growing city - международный транспортно-логистический центр. И, наконец, расположенный на берегу Капшагая Green city. Концепция в свое время выглядела идеально - всего около 300 тысяч человек, а со временем и больше должны были обжить площадь между Алматы и Капшагаем и при этом быть постоянно в деле. Общая территория всех городов - около восьми тысяч гектаров. Объем строительства жилых помещений на этой территории оценивали примерно в 9,5 миллиона квадратных метров.

Поделиться
Следуйте за нами