Сомнительное приложение

В рубрике Исследования - 2021-04-30

Ольга Шишанова, Аксинья Титова

Приложение Ashyq, которое призвано облегчить жизнь казахстанцев и особенно представителей бизнеса в период карантина и пандемии, на самом деле вызывает в обществе все больше нареканий из-за множества ошибок, но главное - возможной утечки персональных данных его пользователей

Нареканий в адрес приложения скопилось так много, и они продолжаются множиться, что с этим вопросом к Министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдату Мусину обратилась депутат Мажилиса Парламента РК Снежанна Имашева.
По ее словам, это приложение, предлагаемое цифровым ведомством совместно с Минздравом для того, чтобы контролировать и анализировать данные эпидемиологической ситуации в стране, сегодня одно из самых обсуждаемых в Казахстане. Вот только негативных отзывов по этому поводу гораздо больше, чем пользы от него и благодарностей.
- Сама идея внедрения приложения весьма неплохая. Поскольку приложение могло бы помочь вновь открыться бизнесу, работа которого ограничена из-за введения карантинных мер, и обеспечить безопасность посетителей, желающих бывать в местах, доступ к которым сейчас запрещен, - например, в фитнес-центрах, кинотеатрах. Вот только разработчики поторопились заявить, что результаты тестирования и особенно готовности Ashyk позволяют безбоязненно использовать его на территории всей республики, - утверждает мажилисвумен.
Само приложение запустили в конце февраля, то есть два месяца назад, и за это время к нему успели подключиться почти 700 объектов и около 300 тысяч пользователей.
Однако итоги двухмесячного пилота Ashyk пользователи оценивают не так радужно, как отрапортовало министерство, а само приложение не ругал разве что ленивый. О чем и говорит Имашева, утверждая, что пользователи оставили около трех тысяч критических отзывов, запросов и жалоб на работу приложения. И большинство из них сводится к таким моментам, на которые разработчикам необходимо обратить внимание в срочном порядке, прежде чем “повсеместно внедрять цифровой продукт”.
Во-первых, вызывает беспокойство тот факт, что очередное приложение собирает персональные данные - номер телефона и ИИН пользователя, причем совершенно неизвестно, в каких целях они могут быть использованы в дальнейшем. Например, что будет с собранными данными пользователей после того, как отпадет необходимость использовать приложение. Не исключен и такой вариант, что данными могут воспользоваться мошенники, применив их для незаконного оформления кредитов, звонков, различного рода вымогательства.
Поэтому как у пользователей, так и у депутата есть серьезные сомнения в безопасности этого приложения. Тем более что и в самом министерстве также утверждают - Ashyk еще не прошло соответствующую проверку на информационную безопасность.
Во-вторых, пользователи, уже скачавшие приложение, до сих пор сталкиваются с трудностями при регистрации и входе в него. Причем в самом приложении практически нет никакой полезной информации, есть только две ссылки - “регистрация входа” и “регистрация выхода”. Плюс отсутствует перечень объектов, в которые возможен доступ по приложению. Нет возможности проверить свой статус до посещения заведения. Нет ссылки для связи со службой технической поддержки. Но самое главное, приложение не отражает реальный статус лица.
- Например, пользователи, имеющие отрицательные результаты ПЦР-тестирования, в приложении отмечены синим цветом, в то время как должны быть зеленым. А это свидетельствует о серьезных недоработках и некорректности баз данных, к которым обращается приложение, а также о несвоевременном их обновлении. Такие ошибки сводят на нет весь смысл использования приложения, - возмущается Имашева.
Более того, по ее словам, не исключается посещение заведения больным посетителем, статус которого просто не определен правильно, так как лица, никогда не сдававшие ПЦР-тест и даже болеющие бессимптомно, все равно будут помечены синим.
И, в-третьих, абсолютно не понятен порядок дальнейшего использования и финансирования поддержки этого приложения. Потому как до сих пор не определен не только статус владельца цифрового продукта, но и лицо, в ведении которого будет находиться приложение, на каких условиях будет осуществляться его доработка. Что действительно подтверждает вышесказанные опасения и справедливое недоверие казахстанцев к приложению. Которое, как, впрочем, и обычно, было выброшено на цифровой рынок - недоработанное, сырое, с множеством ошибок и без всякой обратной связи.
И потому совершенно непонятно, удивляется мажилисвумен, каким образом серьезное ведомство в лице Министерства цифрового развития позволило себе подобное нововведение, да еще и в масштабах всей страны.
И еще один момент, о котором не упомянула Имашева, но который весьма серьезно сейчас рассматривают в странах ЕС в подобном казахстанскому приложению - зеленом паспорте здоровья. Речь идет о правовом статусе пользователя, которому в Казахстане очень часто даже не придают значения, тогда как этот вопрос поднимает весьма непростые взаимоотношения личности и ее прав.

Приложение к Конституции
Дело в недавнем заявлении чиновников, что казахстанцев с COVID-19 будут штрафовать за посещение общественных мест на основе данных приложения Ashyq. Об этом рассказала руководитель управления санитарно-гигиенического контроля и надзора за объектами питания, воспитания и образования Комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК Марал Рахимжанова на брифинге в СЦК.
- Если по статье 425 “Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов”, то штраф составит 25 МРП (72 925 тенге), если по статье 431 “Сокрытие лицами с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, источника заражения и лиц, находившихся с ними в контакте”, то там пять МРП (14 585 тенге), - разъяснила Рахимжанова “расценки” для нарушителей.
Это заявление возмутило казахстанцев.
Еще с самого появления этого приложения казахстанцы начали массово жаловаться на нарушение своих прав. Не стесняясь, граждане пишут свое мнение в сети (на сайте загрузок Play Market и App Store и на информ-порталах). Многие считают, что разделение по цветам - красный, желтый, синий, зеленый - и пропуск в ряд заведений по QR-коду противоречат Конституции.
Это мнение разделяет отечественный юрист Жангельды Сулейманов. По его словам, это приложение можно считать незаконным. Более того, его создатели, видимо, сами не знают, как оно функционирует.
- В СМИ распространяются пресс-релизы Министерства цифрового развития совместно с Минздравом о том, что приложение якобы будет бороться с теми, кто заражен, и помогать бизнесу, - говорит юрист в интервью газете Caravan.kz. - В самом приложении описано совсем иное. Там говорится, что цель приложения - регистрация посещений. Никакого понятия “допуска” или “контроля над эпидситуацией” нет. То есть главная задача - сделать так, чтобы люди не скапливались в одном месте. Там указано, что есть три зоны: синяя, зеленая и желтая. То есть, если человек заходит в помещение, ему предлагают проследовать в зону соответственно его цвету. Это совершенно разные вещи. Выходит, что Министерство цифрового развития не читало свое приложение и писало непонятно что. У него совсем другая функция. Там не четыре цвета, а три, и они означают не “заболеваемость”, а лишь зоны, где больше или меньше людей...
Кроме того, по мнению юриста, приложение действительно можно упрекнуть в нарушении правовых норм, так как оно препятствует свободному передвижению, посягает на тайну личной жизни и нарушает права потребителей.
- Идея министерства противоречит Конституции. Речь идет о нарушении свободы передвижения, о тайне личной жизни и правах потребителя, которые описаны в Гражданском кодексе. Кроме того, 39-я статья Конституции указывает, что эти права могут быть ограничены только законом, принимаемым парламентом, и который подписывает Президент РК. У нас получилась дикая ситуация, когда даже постановлением Правительства или генпрокурора нельзя ограничить законы, а приложением можно. Государственные ведомства не удосужились издать соответствующие правила, а решили этот вопрос через мобильное приложение. По сути, оно заменило собой закон, - рассуждает юрист Жангельды Сулейманов...
Во многих странах, в том числе в Казахстане, за период пандемии сложился большой объем нормативно-правового материала по ограничительным мерам: региональное законодательство, внутриведомственные акты, санитарные нормы и заключения эпидемиологических организаций. По мнению юристов РК, сегодня мы сталкиваемся с тем, что органы исполнительной власти вместо того, чтобы реализовывать полномочия, предусмотренные законом, сами начинают придумывать некие ограничения, как и в случае с приложением Ashyq. Это не отвечает базовым принципам правового государства, в соответствии с которыми все ограничения прав устанавливаются законом, который должен принимать парламент и, по идее, предварять общественной дискуссией.
Непредсказуемость и ситуативность нормотворчества за прошлый год породили коллизии, которые могут остаться в правоприменительной практике и документах на долгие годы. Системные нарушения прав и свобод, пересмотр порядка введения новых ограничений, усиление контроля частной жизни - такова может быть цена борьбы с пандемией.

Напомним, Ashyq - приложение для регистрации посетителей в общественных заведениях. Статус посетителям присваивается на основании сверки с информационными системами Единого интеграционного портала ПЦР-исследований и Центра контроля COVID-19 Министерства здравоохранения РК.
Красный статус присваивается, если человек сдал ПЦР-тест на коронавирус и получил положительный результат. Обладателям этого статуса предписано соблюдать строгий режим домашней изоляции.
Желтый присваивают контактным лицам. Им разрешено выходить за продуктами или в аптеку возле дома, но запрещено посещать иные общественные места.
Синий будет означать свободное перемещение везде, кроме тех мест, где обязателен ПЦР-тест (например, в аэропорту).
Зеленый - знак полной свободы передвижения.

Поделиться