Трамвайные “карманники”

В рубрике Новость дня - 2021-04-30

Даулет Алтаев

Проект столичного легкорельсового трамвая LRT официально продолжит свое существование и потребление денег: сегодня для его завершения необходим еще миллиард долларов. А всего почти два - 1,88.
В общем, жителям и гостям столицы говорят, что любоваться остовами LRT осталось уже не так долго - его вновь обещают сдать уже в конце 2022 года. Но при одном условии - если финансирование начнут в этом году.
Проект встряхивают по всем направлениям. Так, на днях стало известно, что суд постановил возобновить следствие по факту хищения средств в “Астана LRT”. Это было сделано 27 апреля, в день, когда должны были огласить приговор семи подозреваемым

Зато о том, как и где будут искать деньги, говорили в прошлом году. Так, летом 2020 года представители компании CTS сообщали о своих планах по размещению облигаций за рубежом с целью привлечь более миллиарда долларов. Точнее - 1,08 миллиарда. А так как по всем статьям проект является убыточным, облигации, сообщали независимые эксперты, обеспечат государственными гарантиями. Мол, это единственный выход. То есть в конце концов деньги все равно, получается, общие. Называли предполагаемые сроки займов. Средний - около пяти лет.
А теперь напомним, с какой именно критикой выступал глава государства, говоря о LRT. По мнению аудиторов, проект легкорельского транспорта протяженностью около 22,5 километра больше имиджевый, чем коммерчески полезный. Это неудивительно - его планировали запустить в ЭКСПО. Так вот, глава государства в 2019 году открыто выразил опасения относительно убыточности проекта, указав, что он, даже если будет достроен и введен в эксплуатацию, потребует значительных и постоянных субсидий в будущем. А это, в свою очередь, является дополнительной нагрузкой на государство. Между тем независимые экономические эксперты неоднократно сообщали дополнительно и о повышенном расходе средств ввиду обслуживания займов. В общем, со всех сторон проект получался неудачным. Поэтому неоднократно предлагали альтернативу в виде новых автобусных маршрутов. Это если цель проекта действительно решить проблему переполненного общественного транспорта столицы.

Еще из недавнего. Следствие, как мы сообщили выше, возобновляется. Причина - у суда возникли вопросы по собственности подсудимых. Напомним, что процесс начался в октябре 2020 года. На скамье подсудимых семеро - их обвиняют в хищениях 5,7 миллиарда тенге. В их числе Жанат Нурпиисов, экс-депутат и секретарь маслихата Нур-Султана; Рашид Аманжулов, экс-начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана; Талгат Ашим, экс-председатель правления АО “Astana Innovations”; сотрудники различных подрядных предприятий Дулат Мусенов, Тимур Касабаев, Улугбек Ачилов и Даурен Абдыхамитов. Еще двое подозреваемых в розыске, задействован Интерпол. Это Талгат Ардан, глава “Астана LRT”, и Канат Султанбеков, заместитель акима столицы. Дело уже имеет 155 томов и восемь эпизодов.

Проект LRT в нынешнем своем состоянии вызывает смешанные чувства. Учитывая, какой объем работ был произведен и какой объем средств уже затрачен, логика чиновников, принимающих решение продолжить проект строительства LRT, понятна.
В то же время несколько неуместное и в этом случае демонстративное чувство рачительности несет в себе новую угрозу. Ведь проект с легкостью может стать долгостроем, на котором будет “зарабатывать” не одно поколение нечистых на руку дельцов. Ведь как получается: суд по делу не завершен, и неизвестно, найдут ли тех двух (по всей видимости, главных фигурантов) беглецов, признают ли виновными упомянутых семерых. Неизвестно также, получится ли вообще что-то у них забрать. То есть складывается впечатление, что украденные деньги попросту списывают, приняв решение занять новые и махнув рукой на старые.
Это выглядит опасным прецедентом и почти приглашением уничтожить еще один миллиард долларов, но уже новыми людьми. Ведь логично продолжить работу именно на те деньги, которые изымут у тех, кто участвовал, по версии следствия, в хищениях. Важен и общественный аспект. Общество должно знать все тонкости преступной схемы и, собственно, результат судебного процесса. То есть кто и что конкретно сделал, какое наказание понес и главное - сколько вернул государству. А может, и добавил своих в качестве санкций. Тогда, может быть, и логично продолжать работу про проекту с возможным привлечением дополнительных средств. Иначе монорельс превратится в конвейер по добыванию средств. Согласитесь, это неприемлемо даже на бытовом уровне: сначала необходимо разрешить ситуацию с обманом, украденными деньгами и уже по результату разбирательства принимать решение о новой порции выделяемых средств.

Фото Владимир Бахуревич

Поделиться