Эскизы Рафаэля

В рубрике Культура - 2021-04-29

Эльвира Сыздыкова

Лондонский музей Виктории и Альберта представил онлайн-выставку эскизов Рафаэля Санти, написанных им для Сикстинской капеллы. В 1514 году новоизбранный Папа Лев X заказал у художника наброски для шпалеров - обивочных тканей - с изображением ключевых эпизодов из жизни апостолов Петра и Павла. Из десяти эскизов сохранилось лишь семь, музей впервые демонстрирует их оцифрованные в высоком качестве версии. Рассмотреть работы в деталях и погрузиться в символизм творчества одного из знаковых живописцев Ренессанса можно совершенно бесплатно

Из десяти эскизов сохранилось лишь семь полотен: “Жертвоприношение в Листре”, “Исцеление хромого”, “Ослепление Елимы”, “Передача ключей”, “Проповедь Павла в Афинах”, “Смерть Анании”, “Чудесный улов”.
Набросок “Чудесный улов” запечатлел один из ключевых моментов в формировании христианского учения. Петр, которому суждено стать первым апостолом, а также его отец и братья ловят рыбу на Галилейском озере (сейчас известном как Тивериадское). Случается чудо, и в его улове сотни морских созданий. Мужчина уверен, что недостоин такого богатства, но Иисус, сидящий на носу лодки, благословляет Петра и пророчит ему великое будущее.
Как и прочие живописцы Высокого Возрождения, а особенно те, что обращались к библейским сюжетам, Рафаэль был склонен уходить в символизм. Так, на “Чудесном улове” можно заметить, что в небе парят вороны, а на берегу сидят журавли. Если первые олицетворяют греховные побуждения, неустанно кружащие над человеком, то вторые - неизменную бдительность, присущую каждому духовному настоятелю.

“Чудесный улов”

Расположение и прорисовка фигур отсылает к творчеству Микеланджело, в первую очередь к его “Битве при Ангиари” - потерянному эскизу, дошедшему до нас только через копии. Настойчивая детализация позволяет нам даже рассмотреть улов Петра: угри, усачи, сардины, скаты, морские лещи и моллюски.
Эскиз “Передача ключей” - следующий в серии сюжет, логически связанный Рафаэлем с предыдущим прорисованной у угла картины лодкой. После своего воскрешения Христос передает Петру ключи Царства Небесного, ныне неотъемлемый атрибут папской власти.
Следом - набросок, повествующий о первом чуде, совершенном Петром. Эскиз “Исцеление хромого” изображает апостола в небесно-синих одеждах. Он держит за руку мужчину и просит его пройти в храм. Сцена загромождена толпой мужчин и женщин, пришедших на молитву с детьми. Так Рафаэль подчеркивает уникальную, совершенно нежданную природу чуда, случившегося в самый разгар буднего дня. В “Исцелении хромого” можно проследить отсылки художника к творчеству Донателло и Альбрехта Дюрера. С последним живописец вел дружескую переписку.
Демонстрируя то, что апостолы могли не только исцелять, но и наказывать, Рафаэль создает следующий в серии эскиз - “Смерть Анании”. Согласно источникам, однажды прихожан попросили продать ненужную им собственность, а деньги пожертвовать общине. Но мужчина по имени Анания забирает часть дохода, а позже лжет Петру. Совершив два греха, он падает замертво.
В сцене апостол указывает пальцем на небеса, подчеркивая божественную природу кары. Зритель осознает, каким мукам подвергается вор, по тому, как искажены от ужаса лица свидетелей. Сафира, супруга Анании, в момент гибели героя пересчитывает монеты, так как понимает: ее, совершившую то же злодеяние, ждет скорая расплата. В углу полотна можно разглядеть темную тень, которую часто расшифровывают как символ тщеславия.
На наброске “Ослепление Елимы” апостолы Павел и Варнава, прибывшие на Кипр, обращают в христианство римского проконсула (местного чиновника). Чародей Елима (согласно типичным воззрениям о еретиках облачен в восточные одежды, носит тюрбан и серьги) пытается помешать, и его сражает слепота. Пораженный, язычник принимает веру и прозревает.
Полотно “Жертвоприношение в Листре” продолжает историю странствования Павла и Варнавы. Теперь они в Листре (ныне это территория Турции), Павел исцеляет хромого. Местные принимают незнакомцев за языческих богов - Гермеса и Зевса - и готовят жертву. На наброске сильно присутствие языческих элементов: подношения жителей, алтарь, на котором вырезаны мифические существа, у мальчика в толпе можно заметить двойную флейту древнегреческого происхождения. К слову, статуя Гермеса также присутствует в сюжете. Как известно, и Павел, и Гермес славились красноречием.
Заключительная в серии работа “Проповедь Павла в Афинах”. Она показывает зрителю обращение последователей древней языческой веры в новую, христианскую. На площади, где собрались жители, можно заметить статую Ареса - бога войны. Изваяние расположено в зеркальной апостолу позе, что олицетворяет разницу между деструктивной языческой верой и миролюбивой христианской религией. А вот фигуру позади Павла, мужчину в красном головном уборе, порой считают образом заказчика, Папы Льва Х, или друга Рафаэля поэта-гуманиста Томмазо Федра Ингирами, ушедшего из жизни осенью 1516, что как раз совпало с завершением эскиза.
Подробнее узнать об истории написания эскизов, их символической наполненности, а также в деталях рассмотреть полотна можно на сайте экспозиции (vam.ac.uk/collections/raphael-cartoons).

Поделиться