По Военно-Грузинской дороге

В рубрике Новость дня - 2021-04-22

Даулет Алтаев

Мангистаускую область начинают заполнять автомобили из Абхазии и Южной Осетии. По информации Департамента госдоходов Мангистауской области, эти автомобили могут быть проданы местному населению с нарушением таможенного законодательства. Поэтому представители департамента еще раз предупреждают: автомобили с учетом в указанных странах не являются товаром ЕАЭС и требуют полной таможенной очистки и прочих платежей. Иначе будут конфискованы, а к сторонам сделки приняты репрессивные меры согласно нашему законодательству.
Но это никого не останавливает: жажда снять сливки (позже и эти авто перепродадут в других регионах республики) всегда была высока. Ситуация, как видно, повторяется: эти машины приходят на смену автомобилям из Армении, а следовательно, нас может ждать новая волна протестов, когда государство потребует соблюсти все законные процедуры и выплатить все необходимые платежи в бюджет или отдать авто

Нынешняя ситуация - прямое следствие проявленной государством излишней лояльности к некоторым своим недисциплинированным гражданам. Некоторые категории граждан, так ничему и не научившись, принимаются за скупку автомобилей из Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Масштаб выкупа машин впечатляющий - официальной статистики еще нет, но налоговики уже вынуждены выступить с официальным заявлением. Причем теперь это делает уже сам комитет, а не только его региональное представительство. “Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан отмечает рост случаев незаконного перемещения и эксплуатации на территории республики транспортных средств с регистрационными номерными знаками Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Указанные автомашины временно ввозят на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) через российские пункты пропуска, по своему статусу они являются иностранными товарами (то есть не являются товарами ЕАЭС) и находятся под таможенным контролем”, - указано в официальном сообщении.
В общем, машины идут через Россию, а дельцы имеют на руках только подтверждающие временный ввоз авто бумаги. “Подтверждающим временный ввоз документом является таможенная декларация транспортного средства (ТДТС), если владельцем транспортного средства является юридическое лицо Абхазии, Южной Осетии, или пассажирская таможенная декларация (ПТД), если владельцем транспортного средства являются физические лица - резиденты этих республик, - сообщает Комитет госдоходов, при этом добавляя: - Временно ввезенные транспортные средства с регистрацией в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия в Казахстан ввозят преимущественно граждане Республики Абхазия и в меньшей степени граждане Российской Федерации”.
Но это, как говорится, полбеды. Точнее полдороги, остальное действо происходит уже на территории Казахстана - машины активно толкают согражданам. Причем с нарушением закона: “В период нахождения на таможенной территории ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства из Абхазии и Южной Осетии в нарушение ограничений, установленных статьями 264, 275 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), реализуются по доверенности (с правом владения, распоряжения или отчуждения)”.
Поэтому, пишут представители налоговых органов, в отношении тех, кто продал и приобрел такие авто с целью эксплуатировать их на территории Казахстана без уплаты надлежащих платежей в бюджет в зависимости от суммы ущерба “ имеет место либо состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, либо состав административного правонарушения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан”. Причем в любом из случаев нарушение законных требований влечет за собой обязательную конфискацию автомобиля.
Куда понятнее-то? И все же департаменты и Комитет госдоходов любезно рекомендуют не идти на поводу у перекупщиков и не приобретать временно ввезенные автомобили из любой страны света. Но остановит ли такое мягкое предупреждение некоторых из наших людей?
На наш взгляд, эта ситуация произошла и происходит только из-за того, что ранее государство все же дало слабину и подарило контрабандные автомобили из Армении гражданам, которые набрали их в надежде через горло и слезы выпросить их оставить. Более того, недавно стало известно, что чиновники наших стран договорились не облагать двойным налогом владельцев таких авто - платить будут дома. Ведь, как помнит читатель, толпа начала протестовать еще и против оплаты налога в бюджет Казахстана, ссылаясь на то, что уже платит Армении... При этом государство, напомним, разрешило оставить ввезенные и проданные примерно по такой же схеме (доверенность, страховка), простив все основные платежи - таможенную очистку, утилизационный сбор, сбор за первую регистрацию и прочие платежи, которые могут составлять почти 100 процентов от стоимости авто. И что действительно важно - государство это сделало на глазах у законопослушных граждан, тех, которые все эти платежи в бюджет внесли...
Что теперь? Ситуация будет развиваться по уже известному сценарию. Люди, забыв обо всем, наберут эти машины. Потом начнутся облавы со стороны полиции. Позже владельцы начнут сбиваться в стаи и выходить на площади по всему Казахстану с жалобами на тяжелую жизнь и требованием простить им и в этот раз. И государство, в конце концов, вновь уступит. Действительно работающая схема получается.

WELAR

Казахстан сейчас не признает независимость Южной Осетии и Абхазии. По-прежнему эти территории, согласно официальной позиции подавляющего большинства государств мира, входят в состав Грузии. Напомним, что в 2008 году, уже после так называемой пятидневной войны между Россией и Грузией, Марат Тажин, Министр иностранных дел Казахстана, выступая 1 октября в вашингтонском “Фонде Карнеги”, заявил следующее: “Вопрос признания Южной Осетии и Абхазии сложен, а позиция Казахстана заключается в том, что “принцип территориальной целостности является ключевым в международном праве”. В вопросе признания независимости территорий не должны применять двойные стандарты. Мы не признали Косово, и мы не признали Абхазию и Южную Осетию”. Однако Россия официально их признала. Более того, не исключаем, не против объединения.
Не исключено, что крупный бизнес, который контролирует массовую трансграничную миграцию, в том числе подержанных автомобилей, знает больше. А может, такое положение дел говорит о возможном и скором входе Абхазии и Южной Осетии в состав России, а далее - и в ЕАЭС? При этом Абхазия несколько раз публично подчеркивала важность именно своей независимости. В то же время Южная Осетия не прочь войти в состав России, о чем официальные представители сообщали неоднократно.
Кстати, эта ситуация похожа на то, как в свое время работали с автомобилями из Армении и Киргизии. У этих стран до вхождения в состав ЕАЭС импортные пошлины на автомобили были существенно ниже принятых союзом. Следовательно, дешевые автомобили буквально хлынули в Казахстан, Белоруссию и Россию как только начались приготовления к вступлению. Их покупали в надежде, что в конце концов разрешат оставить без уплаты таможенных платежей.

Поделиться