Высокое напряжение

В рубрике Новость дня - 2021-04-15

Ольга Шишанова

Депутаты Мажилиса парламента РК возмутились необоснованным повышением тарифов на электроэнергию для населения, которые Минэнерго республики решило поднять с 1 апреля еще на 15 процентов от ныне существующих

Исходя из складывающейся ситуации в стране и мире самая волнующая для казахстанцев проблема сегодня - это повышение цен на продукты питания, тарифы и услуги. Теперь же ко всему этому прибавилось и хроническое сезонное обострение - повышение цен на горюче-смазочные материалы. И все это на фоне пандемии, когда покупательская способность населения и без того ниже всяких пределов.
“Согласно данным февральского опроса ОФ “Центр социальных и политических исследований “Стратегия”, 44 процента опрошенных расценивают экономическое положение страны как плохое или очень плохое. В 2020 году таких было 14, а в 2009-м - 15 процентов. Более того, 26 процентов респондентов отметили материальное положение своей семьи как плохое и очень плохое, тогда как 13 процентов и вовсе заявили, что им “денег не хватает даже на продукты питания”, а это, по существу, есть показатель нищеты. Тех же, кому “хватает на еду, но не хватает на одежду”, впервые с 2004 года стало 35 процентов”, - посетовал депутат Газиз Кулахметов.
Последней каплей, по мнению мажилисмена, стало заявление Министерства энергетики о повышении с 1 апреля предельных тарифов теплоэлектростанций на 15 процентов. “В министерстве аргументируют эту бессовестную меру необходимостью модернизации оборудования, износ которого составляет 53 процента! Якобы у производителей электроэнергии средств не хватает даже на ремонт, а им еще нужно повышать зарплаты сотрудникам и нести прочие расходы. То есть сложилась ситуация, когда монополисты, как обычно, решают свои проблемы за счет потребителей, повышая предельные тарифы”, - возмутился Кулахметов.

WELAR

Взамен он предлагает вспомнить Закон РК “О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка” от 2012 года. Он, к слову, был принят с прогрессивными на тот момент новшествами, суть которых сводилась к тому, что “принятые поправки должны способствовать введению рынка мощности как механизма, обеспечивающего поставщикам (инвесторам) гарантированную возможность возмещения затрат на ввод нового оборудования, то есть на модернизацию и перевооружение отрасли”.
А это, в свою очередь, позволяло помимо всего прочего сформировать объективный и “справедливый” механизм ценообразования на электроэнергетическом рынке.
Кроме того, этот закон обещал как повышение прозрачности деятельности электростанций, так и ввод новых электрических мощностей и ускоренное обновление устаревшего парка основного оборудования.
“На тот момент предполагалось, что новый закон позволит соблюсти баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства. Четко и ясно было прописано, что поставщики услуг обязаны инвестировать в оборудование и вовремя модернизировать свой парк”, - подчеркнул депутат.
Однако уже в ноябре 2018 года на заседании Совета Безопасности Президент Нурсултан Назарбаев снова подверг резкой критике энергетическую отрасль и назвал очередное повышение тарифов преступлением. Отметив, что “монополисты заработали за семь лет миллиарды тенге, обещая модернизацию производства, но вместо того, чтобы инвестировать и обновлять мощности, крупные энергетические компании незаконно обогащались за счет потребителей”.
Так, в период разгоревшегося скандала стало известно, что в стоимость услуг включались премии, бонусы работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышались производственные затраты. Тогда в очередной раз остро встал вопрос обоснованности существующих тарифов, и президент дал поручение пересмотреть тарифы на электроэнергию. Было снижение предельной величины тарифа на мощность - с 700 тысяч до 590 тысяч тенге за 1 МВт. После чего бывший в то время министром энергетики Канат Бозумбаев пообещал, что “тарифы на электроэнергию не будут повышаться до 2025 года включительно”, и эту концепцию Министерства энергетики поддержало Правительство РК.
Кроме того, одной из целей принятия новых поправок в вышеназванный проект закона было повышение прозрачности инвестиционной деятельности энергетической отрасли. Аналогичная норма в виде принципа содержится, кстати, в Законе “О разрешениях и уведомлениях: прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации”.
“Однако на сайте Министерства энергетики якобы поясняется, что повышение 2019, 2020 и 2021 годов происходит по одним и тем же причинам: рост тарифов ВИЭ, рост цен на топливо. При этом никому не понятно, какие расходы на самом деле включены в тариф на производство электрической энергии, также отсутствуют прозрачность и открытость при принятии решений. Возможно, ответы знает только департамент развития электроэнергетики МЭ, но держит почему-то это все в тайне. Плюс ко всему Минэнерго странным образом является отраслевым регулятором, соответственно, есть факт конфликта интересов при утверждении тарифов энергопроизводящих организаций. Получается, что ведомство само дает разрешение и само же контролирует соблюдение требований законодательства”, - удивляется Газиз Кулахметов, подчеркивая при этом, что “налицо раздробленность органов и отсутствие единого регулятора”.
Для того, чтобы хоть как-то урегулировать ситуацию, по мнению депутата, сегодня не помешало бы создать единый орган по утверждению тарифов ЖКХ, передав его под контроль президента страны. Плюс ввести ценовое регулирование стоимости энергетического угля, кстати, основного фактора удорожания электричества и тепла, зафиксировав и нынешнюю цену на товарный и сжиженный газ до 2025 года.

Нур-Султан

Поделиться