По законам “киношного” времени

В рубрике Культура - 2021-04-08

Ольга Шишанова

Казахстанское кино в предыдущие несколько лет развивалось спазматически - то мощный творческий всплеск, как это было в эпоху “новой волны”, то мертвый штиль во времена локдаунов. Однако в последнее время отечественное кинопроизводство, в отличие от кинотеатров, начало выходить из вынужденного простоя - стали понемногу появляться фильмы, да еще и в разных жанрах

Однако дело не только и не столько в этом. А скорее всего в том, что в 2018 году заложили серьезные основы киноиндустрии в республике, которые сегодня, несмотря на происходящее в синематографе, не позволяют отрасли просесть полностью. Как это, например, едва не случилось со знаменитым Голливудом.
При этом все просто - команда людей, душой болеющих за свое дело, которую возглавил на тот момент Арыстанбек Мухамедиулы, будучи Министром культуры и спорта РК, привнесла в казахстанский кинематограф то, что давно и успешно развивалось в киноотрасли даже Восточной Европы, не говоря о таких знаменитых площадках, как Канада или Новая Зеландия. И благодаря чему казахстанское киноискусство пошло в гору, да еще семимильными шагами.
Согласитесь, что, несмотря на убыстренное развитие интернета в последнее время, большая часть людей на земле по-прежнему не отказалась от посещения кино в той самой “волшебной шкатулке”. Об этом свидетельствует и ежегодное увеличение числа кинотеатров в стране, и объем инвестиций в киносъемку. Национальный кинематограф начал находить партнеров в центрах искусств Европы, Азии и Америки.
Ведь географическое положение Казахстана между Европой и Азией, на которое раньше почему-то практически не обращали внимания, позволяло и позволяет успешно налаживать международное сотрудничество, в том числе и в кинофильмах.
И к тому времени, когда карантинные ограничения все-таки перестанут отравлять жизнь, по мнению специалистов киноиндустрии, эта тенденция в будущем позволит добиваться весьма больших успехов, а уж Казахстану особенно.
Да, сегодня в республике недостаточный объем кинорынка, а доход от показа фильмов, снятых местными киностудиями, не достигает и десяти процентов от общей кассовой выручки. Тогда как прибыль от фильмов голливудских студий, экспортируемых российскими дистрибьюторами в Казахстан, составляла, во всяком случае, до пандемии, около семидесяти процентов от кассовой выручки.
А еще была предусмотрена поддержка национального кинопроизводителя посредством освобождения от налогов на добавленную стоимость (НДС) в размере 12 процентов. Плюс обеспечен приоритет национальных картин перед зарубежными в прокате с введением для этого особого режима освобождения от корпоративного подоходного налога (КПН) в размере 20 процентов от прибыли для правообладателей фильмов и прокатных компаний. И наконец приняли меры по привлечению в страну крупных кинопроизводственных компаний, для чего по опыту стран Западной и Восточной Европы, Канады и Великобритании ввели механизм выплаты рибейта в размере 30 процентов.
Тогда же подоспел и законопроект о мерах поддержки отечественного кинематографа, причем согласно замыслу инициаторов этого смелого проекта казахстанская фабрика грез должна была привлечь существенные частные инвестиции и стать меккой для голливудских продюсеров.
- На всем постсоветском пространстве мы первыми сделали шаг к разработке такого смелого отраслевого закона. Скажу больше - это было непросто, мы шли к воплощению этого проекта в течение трех лет. И хотя ранее в Законе “О культуре” существовало несколько норм, регулирующих кинодеятельность, они не отвечали реалиям сегодняшнего дня. Вопрос стоял остро - или мы принимаем новый закон, или продолжаем работать бессистемно. Мы старались учитывать мнение всех, но волна сопротивления со стороны некоторых представителей киносообщества была очень большой, потому что закон нацелен прежде всего на тех, кто хочет работать в этой сфере по-настоящему. Но принятый закон оказался в своем роде уникальным - мы смогли в нем собрать и адаптировать лучший опыт мирового законодательства Франции, Китая, России, США. Хотя, повторю, изначально никто не верил в положительный результат, - поделился с корреспондентом “НП” Арыстанбек Мухамедиулы.
Более того, в целях централизации всей этой работы создали государственный Центр поддержки кино, который должен был обеспечивать весь процесс сопровождения производства и постпроизводства фильмов, рекламу, прокат, защиту коммерческих интересов.
Серьезные это планы или эфемерные грезы чиновников, богатому воображению которых могли бы позавидовать оскароносные сценаристы, под большим вопросом, ибо, во-первых, в самый неподходящий момент произошла смена направления работы Центра поддержки национального кино, то есть там попросту сменилось руководство, а новая метла, как известно, и метет по-новому.
А во-вторых, казахстанскую киноиндустрию со всеми ее составляющими, точно так же, как и киноиндустрию мировую, потрясла внезапная пандемия, надолго перекрывшая кислород как “киношникам”, так и всей отрасли.
Впрочем, выход есть.
Для этого первоначально необходимо привлечь в Казахстан голливудских мейджоров и создать для них исключительно выгодные условия. Правда, одними только налоговыми льготами киномагнатов в страну не заманишь, потому как им нужны фиксированные, то есть гарантированные ставки на аренду и вообще на все, что только возможно: голливудские мэтры хотят предсказуемости. Во-вторых, им нужны серьезные студии с качественным техническим оснащением, а в-третьих - профессионалы высшего класса.
Откроем маленький секрет: сегодня в этом направлении уже кое-что делается, и немало - опять же той командой, которая начинала выводить казахстанское кино в люди несколько лет назад. Но об этом - в следующий раз.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами