Спасите наши воды!

В рубрике Исследования - 2021-04-08

Ольга Шишанова

Сенатор Суиндик Алдашев предложил создать морскую оперативно-спасательную службу, обратившись с депутатским запросом к Премьер-Министру РК Аскару Мамину

Поводом, по его словам, послужило увеличение рисков загрязнения Каспийского моря, по отношению к которому “сейчас важно предпринимать проактивные меры”. Тем более что, например, в прошлом году в казахстанском секторе Каспия добыли 15 миллионов тонн нефти, из которых 2,2 миллиона тонн транспортировали через порт Актау. Кроме того, согласно приведенным сенатором данным, в 2020 году в морские казахстанские порты Актау и Курык почти 1,3 тысячи раз заходили суда, плюс до 2025 года ожидается увеличение этого показателя в два раза. Что, естественно, создает серьезную нагрузку не только на морскую акваторию, но и, самое главное, на флору и фауну моря.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать неутешительные выводы: ведомства, которые отвечают сегодня за сохранность, воспроизведение и экологию Каспия, во всяком случае, на территории республики, не справляются с нагрузкой. И потому, по мнению сенатора, одной из превентивных мер по охране и спасению каспийской акватории может и должно стать создание морской оперативно-спасательной службы.

- Основной угрозой загрязнения Каспийского моря являются разливы нефти и нефтепродуктов при добыче и транспортировке. Поэтому для предотвращения увеличения площади загрязнения морской поверхности и удаления нефтяных пятен требуются большие организационные, технические и технологические усилия. К сожалению, сегодня в Казахстане отсутствует подразделение, аттестованное в установленном порядке, оснащенное специальной техникой и материалами, имеющее достаточное количество квалифицированных и опытных специалистов, спасателей, которые могли бы работать в этом секторе, - уверен Суиндик Алдашев.
По словам сенатора, еще одной причиной для создания такой службы является тот факт, что методы, применяемые в мировой практике по обеспечению техногенной безопасности на воде, принципиально отличаются от наземных мероприятий. А имеющиеся в системе МЧС страны силы и средства, в том числе оперативно-спасательные отряды, якобы не способны выполнять такие задачи.
Однако в этом случае стоит вспомнить о том, что подобный закон уже принимали в Казахстане минимум дважды.
Первый раз это было в 1996 году, когда на базе МЧС РК сформировали единую авиационную поисково-спасательную службу, в функции которой входило в том числе ликвидация морских природных и техногенных катастроф, конечно, при использовании арсенала всего ведомства.
Второй раз постановлением Правительства РК предыдущее положение аннулировали, и взамен в 2011 году появился Закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, который в свою очередь также утратил силу уже в 2014 году. Одной из причин стало расформирование Министерства чрезвычайных ситуаций и передача некоторых его функций в ведомство МВД РК, которое точно никак не могло быть наделено соответствующими функциями.
Что стало со спецтехникой и профессиональными спасателями, которые как раз были обучены не только оказывать помощь попавшим в беду в морской стихии людям, но и ликвидировать последствия природных и техногенных катастроф на воде, причем разного масштаба, неизвестно.
И вот теперь сенаторы решили снова озаботиться появлением морской оперативно-спасательной службы в республике.
С одной стороны, дело это нужное, пусть Казахстан и не такая уж сверхморская держава, однако проблемы Каспийского моря, которые множатся день ото дня, в любом случае заставили бы чиновников обратить на них внимание - не сегодня, так завтра.
С другой, исходя опять же из всего вышесказанного, не совсем понятно, под чью юрисдикцию подпадут отряды спасателей? Их создадут на базе сегодняшнего МЧС РК? А как же тогда экологическое ведомство, чья прямая обязанность - сохранение флоры и фауны на территории страны, в том числе морской? Или, может быть, в деле будут участвовать службы КНБ РК - ведь неизвестно заранее, на чьей территории может произойти та или иная природная или техногенная катастрофа? Или это будет отдельное ведомство, подчиняющееся определенному ответственному лицу, наделенному соответствующими полномочиями?
Между тем такие специальные морские оперативно-спасательные службы уже созданы и работают в других прикаспийских странах, в частности, как утверждает Алдашев, в Азербайджане, России и Туркменистане.
Однако в России это специальное формирование на базе Военно-морского флота РФ, в Азербайджане морские оперативно-спасательные службы относятся к МЧС государства, в Таджикистане - по большей части находятся в ведении специализированной группы Вооруженных сил этой республики.

Нур-Султан

Поделиться